Духовно-нравственная культура в школе. Учебная литература.

 Духовно-нравственная культура русского народа на протяжении многих веков основывалась на Православии. Образ воспитания человека, нормы этого воспитания, приоритеты черпались из Православия. Православное мировоззрение пронизывает всю российскую культуру, историю, народные традиции. Православная культура имеет в себе огромный ресурс для нравственного, культурного, эстетического воспитания. И, если дети проникнутся культурой нашей страны, возможно, они полюбят и саму Россию. В связи с этим, мы можем уверенно говорить о большой ценности Православной культуры для патриотического воспитания.

Конечно, задача учителя – не насаждать Православие в ума и сердца детей, но дать им какие-то ориентиры. Говоря о целях духовно-нравственного воспитания, хотелось бы процитировать педагога и писателя Януша Корчака, который так говорил подрастающим детям: «Мы не даём вам Бога, ибо каждый из вас должен найти его в своей душе. Не даём Родины, ибо её вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даём любви к человеку, ибо нет любви без прощенья, а прощенье есть тяжкий труд, и каждый должен его взять на себя. Мы даём вам одно - стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет… И может быть, это стремление приведёт вас к Богу, Родине и Любви».

В условиях реализации Федерального государственного стандарта второго поколения одним из приоритетных направлений содержания начального образования является духовно-нравственное воспитание детей. Выше мы уже говорили о его необходимости и в свете реализации закона № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". В какой бы форме курс «Основы православной культуры» ни вошёл в программу общего образования – в региональном или школьном компоненте, через внеклассную воспитательную работу или как факультатив - мы надеемся, что представленные сегодня книги помогут вашей работе. Кроме того, материалы курса могут использоваться как фрагменты урока и в других учебных дисциплинах.

В помощь учителю выпускаются различные учебно-методические пособия, книги для педагогов и учеников, учебные пособия, альманахи, хрестоматии, книги для внекласного чтения и др. Давайте познакомимся с некоторыми изданиями, которые имеются в читальном зале для руководителей детского чтения ТОДНБ.

1. Учебно-методические пособия:
Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – Изд. 2-е. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2006. – 240 с.
Наверное, вам уже хорошо знакома серия «Я иду на урок в начальную школу» библиотеки «Первое сентября», в которой выходят книги для учителей по различным предметам? Эти книги – отличное подспорье для педагога, в них есть подробные разработки уроков. В этой серии по благословению Патриарха Алексия II была выпущена книга «Основы православной культуры». Достоинство книги в том, что в неё включены практические разработки конспектов уроков на самые разнообразные темы, связанные с освоением основ православия. Здесь же есть и жития святых (адаптированные для младших школьников), и православные праздники, и обсуждение художественной прозы (например, изучается рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», книга Л. Чарской «Один за всех» и др.). А также включены сценарии проведения некоторых праздников – Пасха, Рождество и др.
Известно, что для того чтобы разработать свою творческую программу, необходим какой-то пример, ориентир. Так, в данной книге представлена программа факультативного курса «Основы православной культуры», которую, мы надеемся, вы сможете использовать для разработки своей индивидуальной программы.

Редактор этой и последующей книги - игумен Киприан (Ященко), ректор Института экспертизы образовательных программ, декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор педагогических наук.

Духовно-нравственная культура в школе: Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ / под ред. иеромонаха Киприана (Ященко). – Сб. I. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2007. – 400с.: ил.

Духовно-нравственная культура в школе: Учебно-методическое пособие / под ред. игумена Киприана (Ященко). – Альманах II – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2009.- 312 с.

Это издание также является учебно-методическим пособием по «Основам православной культуры», но, в отличие от предыдущего пособия, адресовано всем учителям общеобразовательных школ, включая предметников – учителей старших классов. Имеет два выпуска: Сборник 1(2007 г.) и Альманах 2 (2009 г.). Оба издания содержат подборку учебно-методических пособий и других разнообразных материалов: от обсуждения самой концепции программы до конкретных разработок уроков, а так же душеполезного чтения для детей и праздничных сценариев.

Сборник рекомендован Российской академией образования (РАО).

В первом Сборнике представлено небольшое количество конспектов интегрированных уроков для младших классов, остальные – для среднего и старшего школьного возраста по литературе, истории, искусству и др. Есть здесь хорошие сценарии и викторины, которые представлены в соответствующем разделе.

Кроме того, в сборнике вы найдёте материалы, касающиеся проблем и задач преподавания Основ православной культуры, патриотического воспитания в школе. Материалы о семейном воспитании, которые могут быть полезны для проведения родительских собраний, представлены в разделе «Семья – малая Церковь». Здесь вы найдёте актуальные темы для обсуждения с родителями – «О жестоком отношении в семье», «Об игрушках» и др.

Раздел «Семья – малая Церковь» есть и в Альманахе II.

Для подготовки своей программы по курсу «Основы православной культуры» вам помогут статьи раздела «Основы преподавания духовно-нравственной культуры в школе» во втором Альманахе, а также будет полезен третий раздел книги, который содержит конспекты уроков, душеполезные рассказы и сценарии к праздникам.

Как с пользой для души отдохнуть летом: сборник материалов для православных детских летних лагерей – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2006. – 240 с.

Не помешает подумать заранее и об организации летнего отдыха детей. Представляем вам следующий сборник, где показан опыт возрождения традиций душеполезного проведения летнего детского досуга. Душеполезного, значит не только развивающего, но и воспитывающего. Родители смогут воспользоваться материалами сборника для организации досуга своих детей где угодно: на даче, в путешествии и т. д. Для учителей материалы будут полезны во время организации работы в летнем лагере. Для педагога особый интерес представляют сценарии постановок для небольшого детского театра, ноты и слова песен, которые, возможно, станут незаменимой помощью в организации внеклассной работы с вашими учениками по направлению Духовно-нравственного воспитания.

В сборнике вы найдёте: интерактивные игры, игры на привале, народные подвижные игры, празднование Дня ангела, песнопения, загадки, летние святцы, Православный календарь, краткие рассказы о святых и особо чтимых праздниках лета и многое другое...

Для учителей также будет полезна представленная в Приложении Программа факультативных занятий по курсу «Основы православной культуры», которую можно использовать при составлении своей авторской программы.

2. Учебники и учебные пособия

Склярова, Т. В. Возрастная педагогика и психология: учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов / Т. В. Склярова, О. Л. Янушкявичене. - М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2006. –139 с.

Хотелось бы представить Вам своеобразное учебное пособие по возрастной педагогике и психологии.

Чем же интересно, спросите Вы, это пособие? Дело в том, что проблемы возрастной педагогики и психологии рассматриваются в свете христианской антропологии, православной педагогики, психологии развития личности. И это очень актуально в связи с тем, что учителя теперь занимаются не только нравственным, но и духовным воспитанием школьников. Прежде чем заняться таким серьёзным делом педагогу необходимо самому познакомиться с тонкостями преподавания в данной сфере. Учителю начальных классов будет особенно интересен представленый в книге возрастной период - младший школьный возраст. В одноименном разделе подробно описаны проблемы и особенности преподавания Основ православной культуры на данном возрастном этапе.

А теперь об учебниках непосредственно для учеников начальных классов.

Шевченко, Л. Л. Православная культура: экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий: 1-й год обучения: Книга первая. – М.: Издательский дом «Покров», 2003. – 96 с.: ил.

Автором Шевченко Людмилой Леонидовной разработаны учебно-методические комплекты с 1 по 9-й классы.

К 2008 году учебно-методические комплекты «Православная культура» используются в общеобразовательных школах более чем в 55 областных, административных и территориальных образований субъектов Российской Федерации, стран СНГ и зарубежных стран.

Структура курса позволяет ввести детей в мир отечественной культурной традиции, постепенно открывая мир православной культуры: от красоты внешней к красоте духовного преображения человека. Содержание комплекта носит культурологический характер, позволяющий изучать христианскую православную культуру (духовно-нравственную культуру) в государственной системе образования с учетом возможностей современных школьников вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Содержание учебных пособий с 1 по 11 классы носит личностно-ориентированный, развивающий характер. Оно объединено общей темой «Духовно-нравственная (православная) культура и жизнь человека».

Основной темой первого года обучения является: «Красота Божиего мира».

Учебник оформлен очень красочно, использованы репродукции русских и всемирно известных художников. В текстах для чтения представлены произведения известных русских поэтов, писателей.
 
В заключение хотелось бы сказать, что духовно-нравственное становление личности происходит в семье, церкви и школе. При этом домашняя обстановка и отношения в семье оказывают самое большое влияние на нравственное развитие школьника. И в этой ситуации одна из целей школьного духовно-нравственного образования не подменять семью, но совместно с ней создавать условия для развития личности школьника и его духовного взросления. Не знаете как? Загляните в нашу виртуальную выставку. Здесь представлены некоторые издания, полезные в духовно-нравственном воспитании детей родителями.

М. А. Расина, главный библиотекарь отдела по работе с руководителями детского чтения.