"С любовью к России..."

Патриотическое воспитание детей в условиях реализации Федерального государственного стандарта второго поколения является одним из приоритетных направлений содержания начального образования. Выше мы уже говорили о его необходимости и в свете реализации закона № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Ещё раз напомним, что при правильном применении именно просвещение, профилактика, духовно-нравственное и патриотическое воспитание помогут ребёнку сформировать ту внутреннюю позицию, тот щит, с которым не страшно будет отпустить детей в самостоятельное плавание в современном информационном потоке.

Детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите. Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Также актуальна и своевременна работа по формированию патриотических чувств у старших дошкольников. Патриотические чувства детей должны выражаться в соответствующих поступках и поведении – уважительном отношении к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь.

Работа по патриотическому воспитанию школьников, также как и  дошкольников, должна быть систематической. Её формами могут быть:

- экскурсии к памятным местам, мемориалам, Доске почёта в честь героев Великой Отечественной войны, прогулки по улицам, носящим имена героев ВОВ, экскурсии в музеи;

- чтение художественной литературы – о защитниках Отечества, нашей Родине;

- использование мультимедийных средств обучения – слушание музыкальных произведений о Родине, армии; просмотр художественных и документальных фильмов;

- рассматривание фотографий, репродукций картин;

- не потеряли своей актуальности и встречи детей с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда;

- проведение внеклассных мероприятий, спортивных игровых мероприятий, музыкально-литературных гостиных, посвящённых 9 мая, Дню Защитника Отечества, Дню Российской государственности;

- самостоятельная художественная деятельность детей: рисование, лепка, поделка игрушек, пение песен, чтение стихов, оформление тематических выставок.

Мы, в свою очередь, приветствуем посещение детьми библиотеки, книжных выставок, содержащих произведения художественной литературы о героях ВОВ, героях Тюмени; познавательную литературу (детские энциклопедии, справочники и т.д.). Иллюстрации на выставках о памятниках ВОВ, фотографии героев войны, репродукции картин русских и советских художников, воспевающих красоту земли Российской и её защитников, зарождают в душах детей не только чувство прекрасного, но и развивают их духовный мир, уважение к защитникам Родины.

Вопросы патриотического воспитания требуют длительной, серьёзной, вдумчивой работы. Поэтому мы хотели бы порекомендовать воспитателям, учителям, педагогам дополнительного образования детей литературу из фонда нашей библиотеки, которая поспособствует работе по патриотическому воспитанию детей. Это и методическая литература, и издания периодической печати, а сегодня мы начнём наш разговор о произведениях художественной литературы.

Литература для старших дошкольников, посвящённая патриотическому воспитанию

должна быть доступной по содержанию и способной затронуть их чувства.

 

Первоначальное знакомство дошкольников с образом защитника родины можно построить на знакомстве с русскими богатырями. Для этого рекомендуем провести беседу по сказкам А. С. Пушкина на тему «В каких сказках Пушкина упоминается о русских богатырях?» Во время беседы используйте чтение отрывков из произведений А.С. Пушкина, рассматривание иллюстраций к его книгам. А на основе «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» можно поставить музыкальный спектакль с детьми подготовительных групп.

Сказки А.С. Пушкина, в которых упоминается о богатырях:

- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

- «Сказка о царе Салтане»

- поэма «Руслан и Людмила»

Также можно вспомнить и русские народные сказки, в которых рассказывается о героях-богатырях:

- «Соловей-разбойник»

- «Финист-ясный сокол»

- «Никита Кожемяка»

- «Змей Горыныч»

Русские народные пословицы и поговорки о доблести и любви к Родине очень хорошо использовать для иллюстрации положительных качеств, таких как дружба и взаимопомощь; геройство русского народа (например, «Сам погибай, а товарища выручай!», «Жить – Родине служить!» и др.). Такие произведения русского фольклора можно найти в сборниках пословиц и поговорок. Мы рекомендуем тематический сборник пословиц и поговорок:

За край свой насмерть стой: сб. пословиц и поговорок / сост. Жигулев А. М., Кузнецов Н. П. – М. : Воениздат, 1974. – 304 с.

Чтение былины «Александр Невский» поможет дать детям понятие, что во все времена на защиту нашего Отечества вставали храбрые, смелые воины, что народ с благодарностью чтит память защитников России. Знакомство с защитниками земли Русской (а это не всегда были мужчины) можно продолжить чтением следующих произведений:

1. Шергин Б. В. Авдотья Рязаночка: былины в пересказе Б. Шергина / Б. В. Шергин. – Изд. 4-е. – М. : Детская литература, 1982. - 32 с. : ил. - (Книга за книгой).

2. Телешов Н. Д. Крупеничка: сказка для дошк. возраста / Н. Д. Телешов. – М. : Малыш, 1989. - 16 с. : цв. ил.

Произведение «Авдотья Рязаночка» - это былина о временах татарского нашествия на Русь. О том, как отправилась в далекий поход Авдотья Рязаночка, чтобы вызволить из плена мужа, сына и брата. И враги храбрости и "уму ее подивились", а страшный царь татарский отпустил на Русь весь "рязанский полон". Второе произведение также рассказывает о геройском поступке русской девочки, которую звали Крупеничка.

Чтобы поговорить с детьми на тему «Наши защитники в мирные дни» прочитайте с детьми стихотворение Маршака С. Я. «Рассказ о неизвестном герое».

Целое занятие можно посвятить чтению стихотворения С. Михалкова «Дяда Стёпа», а затем беседе по нему. Чтение отрывка из этого стихотворения о службе в армии побудит к разговору об армии, чтобы воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, свою армию, желание, став взрослым, встать на защиту своей страны.

Для выразительного чтения наизусть предлагаем использовать отрывки из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». Знакомство с героями Бородинского сражения также расширит представления дошкольников о войне 1812 года.

К празднику 9 мая предлагаем к чтению рассказы и к заучиванию наизусть стихи о Дне победы, о Великой Отечественной войне, о Родине:

Стихотворения:

1.      Александрова З. «Родина»

2.      Белозеров Т. «Майский праздник…»

3.      Благинина Е. «Шинель»

4.      Исаковский М. «Навек запомни»

5.      Михалков С. «День Победы»

6.      Пляцковский М. «Глядя в синий простор небосвода»

7.      Рублев Г. «Солдаты»

8.      Трутнева Т. «Советский воин», «Победой кончилась война»

    

Рассказы:

1.Баруздин С. «За Родину» из книги

Баруздин С. А. Шел по улице солдат: рассказ / С. А. Баруздин. – М. : Детская литература, 1978. - 32 с. : ил. - (Мои первые книжки).

2. Кассиль Л. «Памятник советскому солдату» из книги

Кассиль Л. А. Твои защитники: рассказы для дошк. возраста / Лев Кассиль. – М. : Детская литература, 1985. - 60 с. : цв. ил.

Также будет удобен в использовании в процессе патриотического воспитания детей следующий сборник:

Песни и стихи о Родине: для детей 5-7 лет /худож. В. И. Полухин. – М.: Омега, 2008.– 48 с.: цв. ил. - (Для самых маленьких).

Литература для школьников, посвящённая патриотическому воспитанию

С целью патриотического воспитания школьников мы хотим предложить к прочтению несколько старых книг о войне. Авторы этих книг прошли войну рядовыми или офицерами на передовой и были тогда очень молодыми людьми. Когда писатели-фронтовики садятся за письменный стол, они вынуждены пережить войну заново.
То же самое — пережить и преодолеть — предстоит читателю.

1.      Астафьев В. П. «Где-то гремит война» - рассказ из книги

Астафьев В. П.Рассказы. Повести. Роман  / В. П. Астафьев; составитель Л. Быков. - Екатеринбург : У-Фактория, 2002. - 688 с.

2.      Бакланов Г. Я.Пядь земли: в 2 т. / Г. Я. Бакланов. – М. : Советский писатель, 1990. - ил.

3.      Балтер Б. И.До свидания, мальчики! / Б. И. Балтер. – М. : Астрель, 2007. - 416 с.

4.      Богомолов В. Иван. Зося: повести / В. Богомолов. – М. : Детская литература, 2004. - 191 с. : цв. ил.

5.      Воробьев К. Д.Убиты под Москвой: повести и рассказы / К. Д. Воробьев. – М. : Детская литература, 2004. - 286 с. : ил. - (Школьная библиотека).

6.      Казакевич Э. Г. Звезда: сборник / Э. Г. Казакевич. – М. : Астрель, 2004. - 477 с. - (Мировая классика).

7.      Носов Е. И.Красное вино победы: повесть, рассказы / Е. И. Носов. – М. : Эксмо, 2010. - 384 с.

  

 

Предлагаем отправиться в увлекательный обзор по этим книгам на сайт Российской государственной детской библиотеки. Для этого перейдите по следующей ссылке

 СТАРЫЕ КНИГИ О ВОЙНЕ

Также для отбора художественной литературы, посвящённой патриотическому воспитанию, мы рекомендуем обратиться к следующим авторитетным библиографическим материалам:

1.      Бессмертный подвиг: беседы о кн. о Велик. Отеч. войне: для уч-ся 4-6 кл. / сост. М. А. Баранова, Н. Е. Лаврухова, В. Г. Семенова. – М. : Книга, 1987. – 64 с. - (За страницами вашего учебника; вып. 21).

2.      Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. в изданиях (1990-1999 г.г.) для детей и подростков: аннотированный сп. худож. и публицист. лит-ры / сост. Г. Л. Смоляк. – М. : Российская государственная детская библиотека, 2000. – 18 с.

3.      Герои Великой Отечественной войны: страницы биографий; рек. библиогр. указ. / сост. Н. П. Баранова, Н. И. Бектерова, В. Г. Иванов. – М. : Книга, 1981. – 144 с.

Это только некоторые стихи и рассказы о войне, армии, великом Дне победы. В читальном зале для руководителей детского чтения отдела методики работы с фондами находится много сборников песен, стихов, рассказов, посвящённых этой теме. Чтобы рассказать о тюменских героях, улицах, к вашим услугам – краеведческий фонд. Также Вы можете воспользоваться методической литературой по патриотическому воспитанию – разработками занятий, сценариями, статьями из журналов и газет. О такой литературе пойдёт разговор в нашей следующей статье.

 

М. А. РАСИНА, библиотекарь второй категории

по обслуживанию руководителей детского чтения