Конспект 8 по рассказу А. Чехова

Презентацию 8 для занятия по рассказу А.П. Чехова «Произведение искусства» можно скачать здесь.

 

Конспект занятия для вдумчивых читателей

по рассказу А.П. Чехова "Злой мальчик"

 

СЛАЙД 1

А.П.Чехов "Злой мальчик".

 

СЛАЙД 2

Как вы думаете, о чём рассказ?

Иван Иваныч Лапкин, молодой человек приятной наружности, и Анна Семеновна Замблицкая, молодая девушка, со вздернутым носиком, спустились вниз по крутому берегу и уселись на скамеечке. Скамеечка стояла у самой воды, между густыми кустами молодого ивняка. Чудное местечко! Сели вы тут, и вы скрыты от мира — видят вас одни только рыбы да пауки, молнией бегающие по воде. Молодые люди были вооружены удочками, сачками, банками с червями и прочими рыболовными принадлежностями. Усевшись, они тотчас же принялись за рыбную ловлю.

 

СЛАЙД 3

Остановка первая

Итак, что вы узнали из прочитанного вообще, и о героях рассказа, в частности?

— Я рад, что мы, наконец, одни, — начал Лапкин, оглядываясь. — Я должен сказать вам многое, Анна Семеновна ... Очень многое... Когда я увидел вас в первый раз... У вас клюет... Я понял тогда, для чего я живу, понял, где мой кумир, которому я должен посвятить свою честную, трудовую жизнь... Это, должно быть, большая... клюет... Увидя вас, я полюбил впервые, полюбил страстно! Подождите дергать... пусть лучше клюнет... Скажите мне, моя дорогая, заклинаю вас, могу ли я рассчитывать — не на взаимность, нет! — этого я не стою, я не смею даже помыслить об этом,— могу ли я рассчитывать на... Тащите!

Анна Семеновна подняла вверх руку с удилищем, рванула и вскрикнула. В воздухе блеснула серебристо-зеленая рыбка.

— Боже мой, окунь! Ах, ах... Скорей! Сорвался!

Окунь сорвался с крючка, запрыгал по травке к родной стихии и... бултых в воду!

В погоне за рыбой Лапкин, вместо рыбы, как-то нечаянно схватил руку Анны Семеновны, нечаянно прижал ее к губам... Та отдернула, но уже было поздно: уста нечаянно слились в поцелуй. Это вышло как-то нечаянно.

 

СЛАЙД 4

Остановка вторая

Обсуждаем с ребятами вопросы:

1. Как вы поняли, происходит объяснение в любви. Как оно происходит? Какими словами?

2. Где происходит первый поцелуй? Тайно?

Свои ответы ребята доказывают текстом рассказа, возвращаясь в тот момент повествования, который считают доказательством, а библиотекарь еще раз зачитывает эти эпизоды.

За поцелуем следовал другой поцелуй, затем клятвы, уверения... Счастливые минуты! Впрочем, в этой земной жизни нет ничего абсолютно счастливого.

Счастливое обыкновенно носит отраву в себе самом или же отравляется чем-нибудь извне. Так и на этот раз. Когда молодые люди целовались, вдруг послышался смех. Они взглянули на реку и обомлели: в воде по пояс стоял голый мальчик. Это был Коля, гимназист, брат Анны Семеновны. Он стоял в воде, глядел на молодых людей и ехидно улыбался.

— А-а-а... вы целуетесь? — сказал он. — Хорошо же! Я скажу мамаше.

— Надеюсь, что вы, как честный человек!..— забормотал Лапкин, краснея. — Подсматривать подло, а пересказывать низко, гнусно и мерзко... Полагаю, что вы, как честный и благородный человек...

— Дайте рубль, тогда не скажу! — сказал благородный человек. — А то скажу.

Лапкин вынул из кармана рубль и подал его Коле. Тот сжал рубль в мокром кулаке, свистнул и поплыл. И молодые люди на этот раз уже больше не целовались.

 

СЛАЙД 5

Остановка третья

Обсуждаем с ребятами вопросы:

1.Как вы думаете, герои испытывают счастье?

2. Почему А.П. Чехов пишет: «Счастливое обыкновенно носит отраву в себе самом или же отравляется чем-нибудь извне»?

3. Почему эти слова главный герой произносит мямля: «Надеюсь, что вы, как честный человек!..— забормотал Лапкин, краснея. — Подсматривать подло, а пересказывать низко, гнусно и мерзко... Полагаю, что вы, как честный и благородный человек...»? А фамилия Лапкин Вам о чём-нибудь говорит?

4. Кончатся ли на этом рубле все муки влюблённых?

На другой день Лапкин привез Коле из города краски и мячик, а сестра подарила ему все свои коробочки из-под пилюль. Потом пришлось подарить и запонки с собачьими мордочками. Злому мальчику, очевидно, все это очень нравилось, и, чтобы получить еще больше, он стал наблюдать. Куда Лапкин с Анной Семеновной, туда и он. Ни на минуту не оставлял их одних.

— Подлец, — скрежетал зубами Лапкин. — Как мал, и какой уже большой подлец! Что же из него дальше будет?!

Весь июнь Коля не давал житья бедным влюбленным. Он грозил доносом, наблюдал и требовал подарков; и ему все было мало, и, в конце концов, он стал поговаривать о карманных часах. И что же? Пришлось пообещать часы.

Как-то раз за обедом, когда подали вафли, он вдруг захохотал, подмигнул одним глазом и опросил у Лапкина:

— Сказать? А?

Лапкин страшно покраснел и зажевал вместо, вафли салфетку. Анна Семеновна вскочила из-за стола и убежала в другую комнату.

 

СЛАЙД 6

Остановка четвертая 

Обсуждаем с ребятами вопросы:

1. Что происходит на другой день? Кто проявляет инициативу?

2. Почему тогда Лапкин злится?

3. Действует ли шантаж на влюблённых?

4. Тяготит ли Колю то, что ему дарят подарки? Испытывает ли он муки совести?

5. А это справедливо по отношению к Коле?

И в таком положении молодые люди находились до конца августа, до того самого дня, когда, наконец, Лапкин сделал Анне Семеновне предложение. О, какой это был счастливый день! Поговоривши с родителями невесты и получив согласие, Лапкин прежде всего побежал в сад и принялся искать Колю. Найдя его, он чуть не зарыдал от восторга и схватил злого мальчика за ухо. Подбежала Анна Семеновна, тоже искавшая Колю, и схватила за другое ухо. И нужно было видеть, какое наслаждение было написано на лицах у влюбленных, когда Коля плакал и умолял их:

— Миленькие, славненькие, голубчики, не буду! Ай, ай, простите!

И потом оба они сознавались, что за все время, пока были влюблены друг в друга, они ни разу не испытывали такого счастья, такого захватывающего блаженства, как в те минуты, когда драли злого за уши.

1883г.

СЛАЙД 7

Обсуждаем с ребятами вопросы:

1. Почему день, когда Лапкин сделал предложение Анне Семёновне, был самым счастливым?

2. Почему же они драли уши Коле с наслаждением? Почему они до этого не испытывали такого счастья и блаженства?

3. Справедливо ли это наказание Коле?

4. Научит ли это Колю быть бескорыстным, правдивым, честным в жизни?

5. Кто же, в конце концов, виноват в создавшейся ситуации?

 

СЛАЙД 8

А сейчас я хочу предложить вам высказывания известных людей. Ваша задача: выбрать то высказывание, которое больше всего подходит к рассказу, раскрывает его смысл и поступки героев. Обоснуйте, пожалуйста, свой выбор.

Мысли для размышления:

Нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера.

Ж. Д' Аламбер

Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности.

И. Гёте

Страх есть самый обильный источник пороков.

К. Ушинский

Если бы мы во всякое время думали о последствиях наших поступков, то не было бы и грехов.

Г. Уберс

Отдаваться гневу часто всё равно, что мстить самому себе за вину другого.

Дж. Свифт

Дурной умысел оборачивается против замыслившего его.

Авл Геллий

От мелких неисправимых ошибок легко перейти к крупным порокам.

Сенека Младший

Дурных поступков следует избегать из ненависти к ним, а не из страха.

Публий Сир

Гнев везде неуместен, а больше всего в деле правом, потому что затемняет и мутит его.

Н.Гоголь

Дурные качества и поступки человека зависят от него самого.

Сюнь – Цзы

Личный эгоизм – родной отец подлости.

М. Горький

Раны совести никогда окончательно не зарубцовываются.

Аристотель

Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату.

Ж.-Ж. Руссо

Люди, считающие деньги способными всё сделать, сами способны всё сделать за деньги.

П. Буаст

Страх опасности в десять тысяч раз страшней самой опасности.

Д. Дефо

Страх возникает вследствие бессилия духа.

Б. Спиноза

Кто выбалтывает, что знает, тот будет говорить и о том, чего не знает.

Ф.Бэкон

Выдать чужой секрет – предательство, выдать свой – глупость.

Вольтер

Тайна раздражает любопытство, запрещение усиливает стремление к запрещённому.

Д. Писарев

Хранить свой секрет – проявление мудрости, но ожидать, чтобы другие делали то же самое, – глупость.

О. Холмз

Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощёчину.

Аристотель

Кто утратил стыд, того следует считать погибшим.

Плавт

Кто пустым делам придаёт важность, тот в важных делах окажется пустым человеком.

Катон Старший

Гнев – источник жестокости.

Шарь де Костер

Лишать чести другого – значит, лишаться своей.

Публий Сир

Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё.

Цицерон

Ошибаться – человечно, прощать – божественно.

А. Поп

Первая награда справедливости – это сознание, что справедливо поступили.

Ж.Ж. Руссо

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

И. Кант

У кого доброе сердце, того благодарность не тяготит.

П. де Бомарше

Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко помрачает её блеск и отнимает у неё всю её цену.

А. Бошан

Добродетель – вещь неделимая: или она есть, или её нет.

О. де Бальзак

Честность умирает, когда продаётся.

Ж. Санд

Измениться не может никто, но стать лучше может каждый.

Э. Фейхтерслебен

Достоинства, которые мы ценим в других, равно принадлежат и нам; мы замечаем только то, чем обладаем сами.

Г. Торо

Способность к негодованию составляет важнейшую часть вооружения всякого честного человека.

Дж. Лоуэл

Уметь переносить несовершенство других есть признак высшего достоинства.

Г. Винклер

Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком.

П. Брюла

Ребятам раздаются отпечатанные на листе цитаты или цитаты появляются на экране, а также время на размышление. Затем выслушиваются все желающие высказаться.

 

СЛАЙД 9

Перед Вами схема синквейна.

«Синквейн» происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное).

Во второй строке дается описание темы, предмета (два прилагательных или причастия).

Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы или предмета, это могут быть ваши ощущения по поводу прочитанного.

Четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме рассказа или основную мысль, которую Вы хотите высказать по поводу произведения.

Пятая строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл рассказа или выражение Ваших чувств по поводу прочитанного, его оценку.

Например:

Февраль

Зимний серый

Скучать, спать, таять.

Ждать лета больше нету сил.

Уныние.

В заключение нашей встречи мы напишем синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, которое позволяет описывать суть произведения или свои впечатления от прочитанного. Это своеобразное мини-сочинение по поводу прочитанного рассказа.

Ребятам объясняется принцип написания синквейна. Затем вместе с ребятами выбираем несколько ключевых слов, отражающих смысл рассказа, впечатление от прочитанного или поступки героев.

 

СЛАЙД 10

Затем вместе сочиняем синквейн. Для этого рассказа могут подойти слова: зло, наказание, тайна, ловля, объявление, драть, искать, испытать.

После того, как ребята поняли принцип создания синквейна, предлагаем им написать его самостоятельно. В конце занятия все желающие читают свои произведения.