Конспект 19 по рассказу Т. Михеевой «Тай»

Презентацию 19 для занятия по рассказу Т. Михеевой «Тай» можно скачать здесь.

 

Конспект занятия для вдумчивых читателей

по рассказу Т. Михеевой «Тай»

 

СЛАЙД 1

«Тай». Рассказ Тамары Михеевой 

О чём может быть этот рассказ?

 

Его звали Тай. Никто не знал, откуда он взялся у нас во дворе. Просто однажды появился у подъезда - рыжий, лохматый, беспризорный пес, с висячими ушами и темно-карими глазами.

Когда он хотел есть, то начинал лаять, будто выговаривая слова, и проделывал нехитрые собачьи трюки: подавал лапу, садился, кувыркался. Так он зарабатывал свой хлеб. С рук Тай никогда не ел и не вырывал угощение, как некоторые бездомные, он брал еду осторожно, бережно. Однажды я услышала, как соседка тетя Шура сказала своему маленькому внуку:

   - Поучись-ка у Тая - он знает цену хлебу...

В благодарность за обед, Тай дружелюбно рычал или, широко расставив мохнатые лапы, тихонько хватался за край одежды и тянул к себе, а притянув, утыкался мокрым носом в колени. В подъезд Тай заходил после третьего приглашения и при этом склонял голову на бок, будто спрашивая: "Вы действительно не против, если я зайду погреться? Я, правда, вам не помешаю?"

 

СЛАЙД 2

Остановка первая:

1. Что Вы узнали о главном герое рассказа?
2. А героем может быть бездомная собака?
3. Как Тай зарабатывал свой хлеб?
4. Почему он брал еду осторожно и бережно?
5. Благодарил он тех, кто давал ему еду?
6. А ещё какими чертами характера обладал Тай?

Тай был самой чудесной собакой на свете! И он хотел быть свободным. Несколько раз его брали в дом - он сбегал. Его мыли, причесывали, кормили, но уже через два дня он снова возвращался к нашему подъезду. Мне тогда казалось, что, может быть, он согласился бы жить у меня, но у мамы была аллергия на животных, и я не могла взять Тая к себе.

Мы с Таем дружили, потому что любили смотреть на закат.

 

СЛАЙД 3

Остановка вторая:

1.    Почему Тай любил свободу?
2.    Почему Тай дружил с девочкой?
3.    Может, это только её выдумка?
4.    Как Вы думаете, с собакой можно дружить?
5.    Общий интерес может быть с собакой?

Мне было тогда пятнадцать лет, и я жила в многоэтажке в центре города. В клетке многоквартирного муравейника. В нашем доме только и было хорошего, что крыша. Взяв старый папин фонарик, мы с Таем поднимались на 14-ый этаж пешком (лифты Тай не любил) и останавливались перед лестницей на крышу. Не знаю, кто и когда научил Тая взбираться по таким лестницам, но делал он это очень ловко.

Крыша. Рыжая от близкого заката. И все вокруг (и вверху и внизу) рыжее: город, другие дома-муравейники с сотнями глаз-окон и перьями антенн, облака и мы с Таем, присевшие у самого края крыши. Вернее, я "присевшая", а Тай обычно растягивался рядом, положив голову на свои могучие лапы. Закат приходил медленно. Сгущались краски, стихали голоса земли и становились громче разговоры ветра и неба. Опускался занавес дня, переливая из крынки в крынку все оттенки солнца: от багряного, красного, лилового до нежно-розового и золотого.

Тай смотрел не отрываясь. Однажды я взяла с собой на крышу бутерброды и предложила их Таю. Он посмотрел на меня так, будто я включила дождь и закатный день испорчен. А говорят, собаки цветов не различают...

Потом приходили сумерки. Все темнее становилась земля, а луна, бледная в закатные часы, все ярче. Зажигались окна, похожие теперь на блестящие дыры, начиналась вечерняя песня мам:

   - Вася! Домой!

   - Аня, Аня, пора спать, сколько можно звать!

   - Генка-паразит, марш домой, пока не прибила!

   И звуки гитары, и смех, и карты на скамейке...

Я гладила лобастую Таеву голову. Иногда, сидя на крыше, мы с Таем мечтали, как мы будем жить, когда все совсем будет хорошо. Я говорила, а Тай слушал и, наверное, был не против, чтобы именно так все и было.

 

СЛАЙД 4

Остановка третья:

1.   А Вы наблюдали когда-нибудь закат?
2.   Закат, описанный в рассказе, похож на тот, который Вы наблюдали?
3.   Почему Тай растягивался, наблюдая закат?
4.   Почему пёс посмотрел так, будто включён дождь и закатный день испорчен?
5.   Можно ли бутербродами испортить закат?
6.   Что собака тоньше чувствует?
7.   Почему девочка говорит, что мечтали они с Таем вместе?
8.   Почему Тай не возражал? А он может уметь возражать?

... Тем летом папа повез меня к морю. Там было здорово, что и говорить. Можно было целыми днями валяться на пляже и ни о чем не думать, можно было дурачиться с папой, гулять с ним по берегу, говорить обо всем и знать, что он никуда не торопится.

А какие там были закаты! Таких с нашей крыши и не увидишь! И я все думала: приеду - расскажу Таю, как над морем заходит солнце. И мы с ним помечтаем, что когда-нибудь папа снова поедет со мной на море, и мы возьмем с собой Тая...

 

СЛАЙД 5

Остановка четвёртая:

1.    Почему девочка хочет Таю рассказать о морских закатах?
2.    Почему они будут мечтать о море вместе?
3.    Почему девочка хочет, чтобы Тай поехал на море?
4.    Как Вы думаете, поедут ли они  с Таем на море?
5.    А что происходит с Таем там, дома, как Вы думаете?

Но когда я вернулась домой, то не встретила Тая во дворе. Соседки рассказали мне, что его поймали какие-то мальчишки, связали лапы, пасть и тыкали ему в глаза горящим факелом, и шерсть подпалили. Кто-то увидел и разогнал их, но Тай ослеп и больше во дворе не появлялся. Не видели его и в соседних дворах, кварталах.

Я больше не ходила на крышу. Остаток лета прошел, как бесконечный дождливый день. Но однажды я решила все-таки подняться туда. Что-то совсем тоскливо мне было в этот вечер... Правда, закат давно прошел, были густые сумерки, почти ночь.

 

СЛАЙД 6

Остановка пятая:

1.  Как вы думаете, почему для девочки так прошел остаток лета, как бесконечный дождливый день?
2.  Почему она не ходила больше на крышу?
3.  Почему девочка решила пойти на крышу?

Взяла фонарь и куртку, вышла из квартиры. И в колени мне тут же уткнулся сухой горячий нос. Тай...

Поднимались мы теперь медленно, и Тай виновато мотал хвостом, извиняясь, что не может быстрее. И по чердачной лестнице он теперь не мог подняться, пришлось его затаскивать. Луна была уже высоко, светила ярко. А кругом - сплошная ночь.

На глазах у Тая - мутная беловатая пленка, и даже не подумаешь ничего, пока не увидишь, как он сослепу неуверенно ходит. Таю хотелось заката. Я положила руку на его лобастую голову, плакала, сцепив зубы. И почти спокойный голосом рассказывала, какой красивый над морем закат. Почти такой же, как сейчас над домами. Только чуть-чуть поярче.

 

СЛАЙД 7

Остановка шестая:

1.    Почему Тай поднимался по лестнице медленно?
2.    Почему девочка помогала  псу преодолевать ступеньки?
3.    Почему Таю хотелось заката?
4.    Отчего девочка плакала?
5.    Зачем она стала рассказывать Таю про закат над морем?
6.    А почему при рассказе голос девочки был спокойный?

 

СЛАЙД 8

Вопросы после прочтения рассказа:

1.   Как Вы думаете, счастливо ли закончился этот рассказ?
2.   Как Вы думаете, почему у пса такое имя? Тай?
3.   Может ли собака быть другом человеку?
4.   Как Вы думаете, откуда берутся бездомные собаки?
5.   Почему бездомный пёс такой воспитанный и деликатный?
6.   А почему Тай долго не появлялся во дворе?
7.   Что страшное в этих мальчишках, которые так поступили с Таем?
8.   Так о чём же этот рассказ?

 

СЛАЙД 9

Мысли для размышления:

Собака – очень необычное создание; она никогда не пристает с расспросами, какое у тебя настроение, ее не интересует, богат ты или беден, глуп или умен, грешник или святой. Ты ее друг. Ей этого достаточно.

Дж.К. Джером

Собака так преданна, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви.

Илья Ильф

Все аргументы, чтобы доказать превосходство человека разбиваются в пух и прах об один непреложный факт: в страдании, мы с животными равны.

Питер Сингер - австралийский философ и автор книги "Освобождение животных".

По твоему отношению к собаке я узнаю, что ты за человек.

А. Боссе

Кто кормит голодное животное, тот питает свою собственную душу.

Чарльз Чаплин

Если душа - это умение любить, быть преданным и благодарным, то животные обладают ею в большей степени, чем многие люди.  

Джеймс Херриот

Собака утешает вас в грусти отчасти потому, что она никогда не пытается выяснить причину.

Аннон

У собак лишь один недостаток – они верят людям.

Элиан Дж. Финберт

Для животных человек — это Бог. Как мы просим помощи у Бога, так они просят помощи у человека. 

Паисий Святогорец



СЛАЙД 10

Схема  синквейна:

Одно  существительное,   имеющее отношение к произведению,  отражающее одну из идей произведения, его суть.

Два прилагательных или причастия,  уточняющих это существительное.

Три глагола,  характеризующих ощущения, действия существительного или действия по поводу прочитанного.

Фраза  по поводу произведения, заключающая основную мысль, которую Вы хотите высказать по поводу произведения.

Одно заключительное слово любой части речи, в котором Вы  выражаете свое чувство по поводу прочитанного, его оценку.

Например:

Февраль
Зимний серый
Скучать, спать, таять.
Ждать  лета больше нету сил.
Уныние.

 

СЛАЙД 11

Слова для синквейна к рассказу:

Одно существительное:  собака; душа; слепота.

Два прилагательных: свободный, бережный;  осторожный, деликатный;  розовый, золотой; чёрный, неуклюжий.

Три глагола: кормили, входил, поднимался; смотрел, испортили,  не съел; видеть, рассказывать, помогать.

Фразу  по поводу произведения и одно заключительное  слово, в котором Вы  выражаете свое  чувство  придумайте сами.