Конспект 16 по рассказу Л. О,Флагерти «Снайпер»

Презентацию 16 для занятия по рассказу Л. О'Флагерти «Снайпер» можно скачать здесь.

10+

 

Конспект занятия для вдумчивых читателей

по рассказу Лиям О’Флагерти. «Снайпер»

 

СЛАЙД 1

Лиям О’Флагерти. «Снайпер»

О чём может быть рассказ с таким названием?

Длинные июньские сумерки плавно перешли в ночь. Дублин лежал во тьме, которую нарушал лишь тусклый свет луны, сиявшей в кудрявых облаках, бросая бледный свет приближающейся зари на улицы и темные воды реки Лифи. Вокруг осажденных «Четырех дворов» грохотали тяжелые орудия. То здесь, то там в городе слышалась стрельба из пулеметов и винтовок, периодически нарушавшая тишину ночи, подобно собакам, лающим на хуторах. Республиканцы и сторонники Свободного государства вели гражданскую войну.

На крыше дома, находившегося рядом с мостом О’Коннелла, лежал в засаде республиканский снайпер. Рядом с ним лежала его винтовка, а на плече висел бинокль. Его лицо напоминало лицо студента, оно было худым и аскетичным, но в глазах его горел холодный огонь фанатизма. Это были глаза человека, привыкшего смотреть в лицо смерти.

СЛАЙД 2

Остановка первая:

1. Где и когда происходят события рассказа?
2. Что мы узнали о республиканском снайпере?

Он жадно ел бутерброд. Он ничего не ел с самого утра. Он был слишком возбужден, чтобы есть. Он доел бутерброд и, вынув из кармана фляжку с виски, сделал небольшой глоток. Затем он снова положил фляжку в карман. Некоторое время он лежал в нерешительности, размышляя, стоит ли рискнуть закурить. Это было опасно. Вспышку могли увидеть в темноте, а кругом в засадах сидели враги. Он решил пойти на этот риск.

Вставив между губами сигарету, он зажег спичку, поспешно вдохнул дым и погасил огонь. Почти мгновенно о парапет крыши расплющилась пуля. Снайпер сделал еще одну затяжку и затушил сигарету, затем тихо выругался и переполз левее.

Он перекатился через крышу к трубе и медленно встал за ней, пока его глаза не поравнялись с верхом парапета. Ничего не было видно – только туманные очертания крыши соседнего дома на фоне голубого неба. Его враг сидел в укрытии.

В этот момент через мост переехал броневик и медленно двинулся вверх по улице. Он остановился на противоположной стороне улицы в пятидесяти ярдах от него. Снайпер слышал негромкий шум мотора. Сердце его забилось быстрее. Это был вражеский броневик. Он хотел выстрелить, но знал, что это бесполезно. Его пули никогда не пробьют сталь, которая защищала серое чудовище.

Затем из переулка вышла старая женщина в рваной шали. Она начала разговаривать с человеком, сидевшим в башне броневика. Она указывала на крышу, где лежал снайпер. Доносчица.

Башня открылась. Появились голова и плечи человека, который посмотрел в сторону снайпера. Снайпер вскинул винтовку и выстрелил. Голова тяжело упала на стенку башни. Женщина кинулась к переулку. Снайпер выстрелил еще раз. Женщина повернулась и с визгом упала в придорожную канаву.

Неожиданно с крыши противоположного здания раздался выстрел, и снайпер, выругавшись, уронил винтовку. Винтовка с грохотом прокатилась по крыше. Снайпер подумал, что этот шум разбудит мертвых. Он нагнулся, чтобы поднять винтовку. Но он не смог ее поднять. Его рука была мертвой. «Я ранен», – пробормотал он.

Упав на крышу, он пополз обратно к парапету. Левой рукой он пощупал раненую правую руку. Через рукав его пиджака сочилась кровь. Боли не было – просто состояние омертвения, как будто руку отрезали.

Он быстро вынул из кармана нож, открыл его на крышке парапета и распорол рукав. Там, где вошла пуля, была маленькая дырочка. С другой стороны дырочки не было. Пуля засела в кости, очевидно, размозжила ее. Он согнул руку ниже раны. Рука легко разогнулась. Он стиснул зубы, превозмогая боль.

Затем, вынув индивидуальный пакет, он вскрыл его с помощью ножа. Отбил горлышко пузырька с йодом и вылил горькую жидкость себе на рану. Его охватил пароксизм боли. Он накрыл рану кусочком ваты и забинтовал, затянув концы бинта зубами.

Затем он тихо лег у парапета, закрыл глаза и усилием воли постарался преодолеть боль.

Внизу была полная тишина. Броневик быстро ретировался обратно за мост. Голова пулеметчика безжизненно свисала с башни. Труп женщины лежал неподвижно в придорожной канаве.

СЛАЙД 3

Остановка вторая:
1. Почему снайпер пошёл на риск  и закурил?
2. Из-за чего его сердце забилось сильнее, когда появился броневик?
3. Почему он называет женщину доносчицей?
4. Как снайпер выстрелил в женщину? Хладнокровно? А мог он не стрелять в неё?
5. Как он воспринял своё ранение?
6. Он превозмогает боль, стискивая зубы – как это характеризует снайпера?
7. Как снайпер воспринимает уезжающий броневик, убитого пулемётчика и женщину?
8. Как Вы думаете, боится он смерти?

Снайпер долго лежал неподвижно, нянча свою раненую руку и планируя отступление. Утро не должно застать его раненым на крыше. Враг на крыше противоположного дома не давал ему уйти. Он должен убить этого врага, и он не мог воспользоваться винтовкой. Для этого у него оставался только револьвер. Затем он придумал план.

Сняв кепку, он надел ее на мушку своей винтовки. Затем он медленно приподнял винтовку над парапетом, пока кепка не стала видна с противоположной стороны улицы. Почти мгновенно раздался звук выстрела, и пуля пронзила середину кепки. Снайпер наклонил винтовку вперед. Кепка свалилась на улицу. Затем, схватив винтовку, снайпер опустил «безжизненную» левую руку за крышу. Через несколько мгновений он уронил винтовку на улицу. Затем он опустился на крышу, таща руку за собой.

Быстро отползая влево, он взглянул на угол крыши. Его уловка удалась. Второй снайпер, увидев, что кепка и винтовка упали, подумал, что он убил своего врага. Он теперь стоял перед рядом дымовых труб и смотрел через улицу, его голова была ясно видна на фоне западного неба.

Снайпер-республиканец улыбнулся и поднял револьвер над краем парапета. Расстояние составляло примерно пятьдесят ярдов – трудный выстрел в этом неярком свете, а правая рука его болела, как будто ее рвали на куски тысячи чертей. Он прицелился. Рука его дрожала от нетерпения. Стиснув губы, он сделал глубокий вдох через нос и выстрелил. Он был почти оглушен шумом выстрела, и рука его качнулась от отдачи.

Затем, когда дым рассеялся, он посмотрел через дорогу и издал крик радости.

Он попал в своего врага. Тот катался по парапету в смертельной агонии, пытаясь устоять на ногах, но медленно сползал вперед, как будто бы во сне. Винтовка выпала из его рук, ударилась о парапет, перевалилась через него, отскочила от шеста парикмахерской, находившейся ниже, и затем загрохотала по тротуару.

Затем умирающий на крыше согнулся и упал вперед. Его тело несколько раз перевернулось в воздухе и упало на мостовую с тупым стуком. Теперь оно лежало неподвижно.

Снайпер смотрел, как падал его враг, и дрожал. Жажда крови умерла в нем. Он начал чувствовать жалость. На лбу его выступила испарина. Ослабленному ранением, длинным летним днем без пищи и сидением в засаде на крыше, ему стало не по себе от вида разбитого тела мертвого врага. Зубы его застучали, он начал бормотать про себя, проклиная войну, проклиная самого себя, проклиная всех.

Он посмотрел на дымящийся револьвер в своей руке и с ругательством бросил его на крышу у своих ног. Револьвер выстрелил от удара, и пуля просвистела мимо головы снайпера. От этого шока он пришел в себя. Нервы его успокоились. Облако страха ушло, и он захохотал.

СЛАЙД 4

Остановка третья:
1. Почему снайпер должен убить своего врага?
2. Зачем он придумывает план?
3. План осуществлён и срабатывает. Как же при этом ведёт себя другой снайпер?
4. Почему снайпер-республиканец улыбался и дрожал  от нетерпения?
5. Почему он издал крик радости, когда убил своего врага?
6. Почему, когда он смотрел, как падает его враг, жажда крови умирает в нём? Откуда жалость?
7. Почему снайпер проклинает войну, себя, всех?
8. Почему он бросает пистолет?
9. Он  успокоился и захохотал. Почему?

Вынув фляжку с виски из кармана, он осушил ее залпом. Под влиянием спиртного он почувствовал, что ему сам черт не брат. Он решил слезть с крыши и поискать командира своей роты, чтобы доложить. Кругом было тихо – пройти по улицам не так уж опасно. Он поднял револьвер и сунул его в карман. Затем он спустился по пожарной лестнице в дом.

Когда снайпер достиг тротуара на уровне улицы, ему вдруг страшно захотелось узнать, кто был тот вражеский снайпер, которого он убил. Он решил, что тот был метким стрелком, кем бы он ни был. Он подумал: «Интересно, знаю ли я его». Может быть, он служил в одной с ним роте, до того как армия раскололась на две части. Он решил рискнуть перейти улицу и взглянуть на него. Он заглянул за угол на улицу О’Коннелла.
В верхней части улицы шла ожесточенная стрельба, но рядом все было тихо.

Снайпер метнулся через улицу. Пулеметная очередь взрыла асфальт вокруг него градом пуль, но он уцелел. Он бросился на землю лицом вниз рядом с трупом. Пулемет перестал стрелять.

Затем снайпер перевернул мертвеца и взглянул в лицо своего брата.

СЛАЙД 5

Вопросы по последней части и обсуждение текста в целом:
1. Почему снайпер осушил флягу залпом?
2. Почему ему захотелось узнать, кто был тот, вражеский снайпер?
3. Хотя рядом было тихо, почему снайпер метнулся, бросился, т.е. всё делал быстро?
4. Так о чём же этот рассказ? О каком снайпере?
5. По-Вашему каков возраст снайпера?
6. Как на снайпера повлияло то, что он убил собственного брата?
7. Как вы думаете, будет ли снайпер воевать дальше?
8. Испытывает ли он  свою вину за смерть брата?

СЛАЙД 7

Мысли для размышления:

Война меняет человека, делая кого-то лучше, а кого-то много хуже, чем он был. С войны никто не возвращается таким, каким туда ушел.

Али Апшерони

Первое правило войны — обезглавь вражеские силы.

Слэйд Уилсон

Война есть не только потрясение, но и духовное испытание и духовный суд.

Иван Ильин

Сам виноват, так на судьбу не жалуйся.

Публилий Сир

Где не было умысла, там нет и вины.

Ливии Тит

Убить человека ради того, чтобы его съесть, даже естественнее и разумнее, чем убить его на войне.

Август Эйнзидель

Убийство всегда гнусно, иногда оно необходимо, но всегда гнусно.

Анри Барбюс

Простейшая форма выживания — убийство.

Элиас Канетти

Убийство ради материальной выгоды — еще не настоящее и чистое Зло, чистым оно будет, когда убийца, помимо выгоды, на которую он рассчитывает, получает наслаждение от содеянного.

Жорж Батай

Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд — даже самый грубый — возвышается до творчества.

Максим Горький

Для людей работа является наслаждением.

Эзоп

 

СЛАЙД 8

Схема  синквейна:

Одно  существительное, имеющее отношение к произведению,  отражающее одну из идей произведения, его суть.

Два прилагательных или причастия,  уточняющих это существительное.

Три глагола,  характеризующих ощущения, действия существительного или действия по поводу прочитанного.

Фраза  по поводу произведения, заключающая основную мысль, которую Вы хотите высказать по поводу произведения.

Одно заключительное слово любой части речи, в котором Вы  выражаете свое  чувство по поводу прочитанного, его оценку.

Например:

Февраль
Зимний серый
Скучать, спать, таять.
Ждать  лета больше нету сил.
Уныние.

 

СЛАЙД 9

Слова для синквейна к рассказу.

1 существительное: война; снайпер; убийство

2 прилагательных: проклятая, беспощадная;  одинокий, хладнокровный; вынужденное, гнусное;

3 глагола: меняет, длится, съедает;  целится, стреляет, убивает; падает, умирает,  наслаждается.

Фразу   по поводу произведения и одно заключительное  слово, в котором Вы  выражаете свое  чувство, придумайте сами.