Конспект 5 по рассказу А. Жвалевского и Е. Пастернак

Презентацию 5 для занятия по рассказу А. Жвалевского и Е. Пастернак «Шекспиру и не снилось» можно скачать здесь.

 

Конспект занятия для вдумчивых читателей

по рассказу А. Жвалевского и Е. Пастернак «Шекспиру и не снилось»

из книги «Шекспиру и не снилось»

 

СЛАЙД 1

Сегодня мы с вами читаем рассказ А. Жвалевского и Е. Пастернак «Шекспиру и не снилось» из книги, которая называется так же - «Шекспиру и не снилось»

Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием? (Ответы ребят).

Начинаем читать рассказ.

 

А. Жвалевский и Е. Пастернак. Шекспиру и не снилось

Маша Иванова

Ни за что больше не пойду в театр! И тем более не пойду туда с Милкой и Таней!

Главное, кто ж мог подумать, что истерика у Таньки начнется в самый неподходящий момент, когда в зале тишина, и все сидят с печальными лицами. А тут мы… Ржем…

Тетка, которая сидела рядом, чуть меня не укусила. Ее аж трясло от возмущения, она раз пятьсот сказала, что таких отмороженных и бесчувственных уродов вообще нельзя к театру подпускать и что ее б воля, она б нас всех…

Нам было стыдно. Но от этого становилось еще смешнее.

Если б мы были поодиночке, то быстро бы успокоились, а тут… Я гляну, как Танька в колени хрюкает, все — новая волна смеха душит, и остановиться не могу. А тут еще Милка рядом начинает подвывать… Короче, не сложилось у нас с Шекспиром.

— Что ж вы такие бесчувственные растете? — стыдила нас соседка с другой стороны. — О чем вы только думаете…

Таня Лопахина

Я не знаю, что на меня накатило. Увидела мертвую Джульетту и понеслось…

Сначала вспомнила мамины глаза, когда она приехала из больницы, куда «Скорая» отвезла недавно родившуюся Дашку. И ее голос. Бодрый такой. Но совершенно не мамин.

— Все будет хорошо! — сказала она и отвернулась. — Там отличные врачи.

Потом меня отдали бабушке, и по телефону рассказывали, что все просто отлично, еще буквально день и Дашку переведут из реанимации в обычную палату. И тогда мама пойдет лежать вместе с ней.

Получилось так, что я маму почти две недели не видела.

А потом они вернулись из больницы.

Я до этого злилась на Дашку очень. Она кричала часто, мама шла к ней и не успевала почитать мне перед сном. И вообще… То, что она маленькая, еще не значит, что ей все можно!

А тут ночью я проснулась, пошла к родителям в спальню, на маму посмотреть, а Дашка лежит в своей кроватке. Маленькая такая. Такая бледная, что даже голубая. И дышит.

И я подумала, что ее могло не стать. Соска бы валялась, кроватка бы стояла, чепчик бы в ванне лежал…

Мне стало так страшно, что показалось, что у меня сердце остановилось.

Хорошо, что папа снял одну боковую стенку у кроватки, а то б я туда не влезла! Мне было очень тесно, и я высунула ноги сквозь прутья, подложила одну руку под голову, а второй обняла сестричку.

— Я буду слушать как ты дышишь, — прошептала я, — я тебя от всего-всего спасу…

Потом оказалось, что пока мы с Дашкой спали, мама сделала кучу фотографий, ее папа разбудил и показал, как мы в кроватке ютимся.

А потом мама жарила блинчики на завтрак и приплясывала, а я держала Дашу и улыбалась. И Даша улыбалась!

Я как вспомню, как мама, как дурочка, скакала по кухне и подпевала Майклу Джексону, я всегда ржать начинаю. Я ж не виновата, что тут Джульетта, театр и люди вокруг…

А Дашка, кстати, с той ночи окончательно пошла на поправку! И больше не болела никогда.

Милка Кислицина

Джульетта — дура!

И Шекспир не лучше! Вот так понаписывают всякой фигни, а потом некоторые думают, что это нормально, взять и того…

Когда отец ушел, мама тоже лежала, повернувшись к стене, и еле шевелила губами. Вот как эта самая дура Джульетта. Тоже какой-то дряни напилась.

Я-то еще малая была, сейчас бы я ей быстро мозги вправила, а тогда просто ходила вокруг и канючила. Есть хотела, да и вообще… Стремно было.

А потом я, дура малолетняя, решила, что всех спасу. Поперлась вечером на другой конец города, типа к папочке. Идиотка…

Даже адреса не знала точно, знала только, что дом стоит напротив магазина «Восточный». Приехала, короче, нашла его машину под окнами, села ждать.

Могла ж неделю ждать! Но, блин, дурам везет, через два часа появилась эта его… секретарша. Идет, сумочкой размахивает.

Я к ней рванула. Говорю, хочу с папой поговорить!

А у самой губы дрожат. До сих пор стыдно…

Она на меня посмотрела так презрительно, но домой привела. И кричит из коридора:

— Валюсенька, тут к тебе эта твоя… Маша.

— Я — Мила, — говорю.

А сама уж думаю только о том, чтоб не разреветься.

Отец вышел, вылупился на меня, как на привидение, а я как дитё малое, вцепилась в него и давай реветь. Что мне страшно, что мама не ест ничего уже три дня, что лежит и не шевелится, что мне плохо и вообще…

Короче, вела себя как младенец годовалый.

Он испугался, трубку схватил и давай маме названивать. А она там телефон взяла и таким бодрым голосом сообщила:

— Не звони мне больше, у меня все отлично!

Я-то знаю как у нее там все отлично! Я же слышу, что голос не ее и вообще…

Отец меня начал успокаивать, песни петь, что все фигня, и я преувеличиваю. Потом говорит, давай я тебя домой отвезу.

А тут его секретарша истерику устроила. Начала орать, что она не выдержит, что она свое счастье заслужила и выстрадала, а тут я… И что она не позволит с собой так обращаться, вокруг сплошные интриги…

Мне стало так плохо… Я ведь тоже нормально не ела дня два.

И пока они там ругались, я ушла.

Потом уже вспомнила, что денег нет, чтоб на метро доехать. Так и шла полгорода пешком. Благо проспект у нас прямой и длинный. Идешь вдоль него, не заблудишься…

Я пока шла много чего передумала. Про маму, про отца, про любовь эту долбаную…

Пришла домой, сварила картошку, пол помыла, маму покормила. А ей уже на следующий день лучше стало, она встала, умылась и на работу пошла.

А отца я с тех пор ни разу не видела…

Так что я не собираюсь рыдать, как некоторые, когда вижу эту шекспировскую дурь. Смешно мне, понимаете! Мне смешно!!!

 

СЛАЙД 2

Остановка первая

Итак, что вы узнали из прочитанного вообще, и о героях рассказа, в частности? (Ответы ребят).

1. Как вы поняли, что у девочек разные точки зрения на Шекспира, на жизнь и окружающих людей?

2. Была ли между ними дружба? Почему?

3. Почему они пошли на этот спектакль?

4. Почему они по–разному воспринимают спектакль?

5. Каков их жизненный опыт?

Свои ответы ребята доказывают тестом рассказа, возвращаясь в тот момент повествования, который считают доказательством, а библиотекарь еще раз зачитывает эти эпизоды. Если ребята не обратят внимания на слова, выделенные в тексте и подчеркнутые Вами предложения, помогите им.

6. Как вы думаете, что произойдет дальше? Чем кончится рассказ? (Ответы ребят).

Читаем дальше.

 

Вероника Гавриловна

Это вопиюще, просто вопиюще!

Представляете себе: я сутки трудилась над квартальным отчетом, потом еще на повышенных тонах разговаривала с шефом, потом какой-то дурак поцарапал мою новенькую «Тойоту» (подумаешь, не там запарковалась!), потом муж опять пришел с запахом пива… Словом, тысяча несчастий! И вот, наконец, суббота, театр, Шекспир… думала, наконец, расслаблюсь и компенсирую все стрессы… Какое там! Какие-то девчонки — по виду пэтэушницы — принялись хохотать в самом трагическом месте бессмертного произведения!

Вот что я вам скажу: они слишком легко живут! Нет у них настоящих взрослых трудностей и проблем, оттого и ветер в голове! И еще на наркотиках все — те трое точно обдолбанные были, это же понятно!

У меня детей, слава Богу, нет (и уже не будет), но если бы были… О нет! Они бы у меня не хохотали над Шекспиром, они бы рыдали! Они бы у меня постоянно рыдали!

 

СЛАЙД 3

Остановка вторая

Обсуждаем с ребятами вопросы:

1. Итак, в рассказе есть ещё героиня – Вероника Гавриловна. Почему её так зовут?

2. А бывает так в жизни: квартальный отчёт, повышенные тона, царапины на машине, выпивший муж, как у Вероники Гавриловны?

3. Как она рассуждает о девочках?

4. Что, по-вашему, означает её фраза: «У меня детей, слава Богу, нет» ?

5. Почему у Виктории Гавриловны «дети бы рыдали над Шекспиром и вообще»?

6. Как будут развивать события после финала?

7. Почему же, все-таки, рассказ называется «Шекспиру и не снилось»?

 

СЛАЙД 4

Мысли для обсуждения

Когда проблемы тянут тебя ко дну, смотри вверх.

А. Грин

Когда я слышу, как кто-то вздыхает говоря: «Жизнь тяжела», меня всегда так подмывает спросить – «Сравнительно с чем?»

Роджер Миллер

Если человек жаждет чего-нибудь так сильно, что готов поставить на карту всё своё будущее, то он несомненно победит судьбу.

Эдисон Томас

Никогда не теряй терпения. Это последний ключ, отпирающий двери.

А. Сент-Экзюпери

«Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни)».

Марк Тулий Цицерон.

Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми.

О. Уайльд

Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый.

Ж. Сесброн

Дети начинают с любви к родителям. Взрослея, они начинают их судить. Иногда они их прощают.

О. Уайльд

Жизнь — это чудесное приключение, достойное того, чтобы ради удач терпеть и неудачи.

Р. Олдингтон

Жизнь — это трагедия, когда видишь её крупным планом, и комедия, когда смотришь на неё издали.

Ч. Чаплин

Глупые мысли бывают у всякого, только умный их не высказывает.

В. Буш 

Мудрость — дочь опыта.

Леонардо да Винчи

Учись разгадывать выражение лица, по внешним знакам читать душу. Различай: кто всегда смеется — от глупости; кто никогда не смеется — от злости.

Грасиан-и-Моралес

 

СЛАЙД 5

В заключение нашей встречи мы напишем синквейн. Это своеобразное мини–сочинение по поводу прочитанного рассказа.

«Синквейн» происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное).

Во второй строке дается описание темы, предмета (два прилагательных или причастия).

Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы или предмета.

Четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме рассказа.

Пятая строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл рассказа.

 

СЛАЙД 6

Затем вместе с ребятами выбираем несколько ключевых слов, отражающих смысл рассказа, впечатление от прочитанного или поступки героев, затем вместе сочиняем синквейн.

Для этого рассказа могут подойти слова: смех, истерика, печаль, стыдиться, жалеть, вспоминать, разойтись, глядеть, рыдать, смотреть, бесчувственный, дурной, несчастный и т.д.

После того, как ребята поняли принцип создания синквейна, предлагаем им написать его самостоятельно, с выбранными словами. В конце занятия все желающие читают свои произведения.

 

Составитель занятия: Токарева О.Б., ведущий методист