Конспект 1 по рассказу П. Рейнольса «Точка»

Итак, мы с вами попробуем «тайны» авторского текста, «пропустить» текст через душу, вслушаться, вдуматься, вжиться в него, стать собеседником, а может, в каких-то ситуациях и соавтором текста читаемой книги.

(Презентацию для занятия 1 из цикла «Медленное чтение...» можно скачать здесь. Для наглядности по окончанию занятия можно посмотреть мультфильм по рассказу П. Рейнольдса «Точка»)

 

Конспект занятия для вдумчивых читателей

по рассказу П. Рейнольдса «Точка»

 

СЛАЙД 1

Сегодня мы с вами читаем рассказ Питера Рейнольдса «Точка».

Книга Питера Рейнольдса (писателя и иллюстратора, основателя образовательной медиа-компании FableVision, миссия которой - помочь детям раскрыть творческий потенциал, обнаружить свои способности и таланты, владельца магазина книг и игрушек «Синий кролик». Фото П. Рейнольдса

Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием? (Ответы ребят).

Начинаем читать рассказ.

П. Рейнольдс «Точка»

Урок рисования закончился, но Вашти осталась сидеть за партой, словно ее приклеили. Ее альбом был пуст.

 

СЛАЙД 2

Остановка первая:

Вопрос 1:

Как, по вашему мнению, отреагирует учительница на пустой лист Вашти?

Да, конечно, ответы на этот вопрос основаны не только на Вашем позитивном опыте, но и на негативном. Читаем дальше.

Учительница склонилась над белым листом.

— О! белый медведь в снежной буре! — воскликнула она.

— Очень смешно! — пробурчала Вашти. — Я не умею рисовать!

Учительница улыбнулась.

— Просто оставь след карандашом и посмотри, что из этого получится.

Вашти схватила остро заточенный карандаш и хорошенько ткнула им в бумагу.

— Вот!

Учительница взяла листок и внимательно на него посмотрела.

— Хм-м-м.

Она вернула листок Вашти и спокойно сказала:

— А теперь подпиши его.

Вашти подумала секундочку.

— Ну да, рисовать я не умею, но уж имя-то свое написать СМОГУ.

 

СЛАЙД 3

Остановка вторая

Вопрос 2:

Что сделала учительница с работой Вашти?

Зачем она оставила Вашти?

Верно, она задержала свою ученицу не для того, чтобы наказать ее или поставить ей «двойку», а для того, чтобы помочь Вашти сделать первый шаг на пути к творчеству и самопознанию. В учительнице рисования мы видим человека, неравнодушного к своим ученикам, чуткого, готового прийти на помощь, неординарно мыслящего. Предложения ребят должны базироваться уже не на личном опыте, а на чтении текста и наблюдении за поведением и речью учительницы.

На следующей неделе, когда Вашти вошла в класс рисования, она была удивлена, увидев то, что висело над учительским столом. Это была маленькая точка, которую она нарисовала,— ее точка! В золотистой ажурной рамочке!

 

СЛАЙД 4

Остановка третья

Вопрос 3:

Как повела себя Вашти после того, как увидела свою работу в ажурной рамочке? Какие произошли изменения в ней?

Э-э-э! Да я могу нарисовать точку и получше ЭТОЙ! Она открыла свой никогда раньше – не использовавшийся набор акварельных красок и принялась за работу. Вашти рисовала и рисовала. Красную точку. Пурпурную точку. Желтую точку. Синюю точку. Синий смешался с желтым. Она обнаружила, что может нарисовать ЗЕЛЕНУЮ точку. Вашти продолжила экспериментировать. Много маленьких разноцветных точек. — Если я могу рисовать маленькие точки, то и большие тоже смогу изобразить! Вашти смешала цвета большой кисточкой на большом листе бумаги, чтобы нарисовать большие точки. Вашти даже изобразила точку, не рисуя точку.

 

СЛАЙД 5

Остановка четвертая

Вопрос 4:

Чем, на ваш взгляд, закончился эксперимент Вашти по рисованию точек?

Верно, проявив упорство, Вашти стала более уверенной в своих способностях, она стала творить! Она полюбила рисовать, открыла в себе талант художника.

Несколько недель спустя на школьной выставке рисунков нарисованные Вашти точки вызвали настоящий взрыв. Вдруг Вашти заметила, что на нее уставился маленький мальчик.

— Ты по-настоящему великий художник, — сказал он,— хотел бы и я уметь так рисовать.

— Могу поспорить, что ты умеешь, — ответила Вашти.

— Я? Нет! Я даже с линейкой прямую линию не могу нарисовать!

 

СЛАЙД 6

Остановка пятая

Вопрос 5:

Что же сделала Вашти, чтобы поддержать маленького мальчика, восхищенного ее работами?

Да, она сказала ободряющие слова: могу поспорить, что ты умеешь.

Вашти улыбнулась. Она протянула мальчику чистый лист бумаги.

— Покажи-ка мне. Карандаш дрожал в руках мальчишки, пока он выводил линию.

Вашти посмотрела на закорючку. А затем сказала...

 

СЛАЙД 7

Остановка шестая

Вопрос 6:

Что сказала Вашти, посмотрев на закорючку, нарисованную мальчиком?

Да, Вашти вспомнила свой разговор с учительницей, её реакцию, и пришла на помощь мальчику, который не верит в свои силы.

— Теперь подпиши.

Вот и закончился рассказ о Вашти.

 

СЛАЙД 8

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Как изменилась Вашти от начала к концу рассказанной истории? Что нового узнала о себе?

2. Какие мысли, чувства, эмоции вызвала у вас учительница рисования? Какую роль она сыграла в жизни своей ученицы?

3. Как вы понимаете смысл названия книги?

Действительно, «точка» в этом произведении — это все-таки «начало». То, с чего начинается творчество, общение, вера в себя, преодоление преград на пути к самопознанию.

 

СЛАЙД 9

А далее я предлагаю вам поразмышлять над высказываниями великих людей о преодолении преград на пути к самопознанию. Выберите высказывание, которое вам нравится и которое, на ваш взгляд, более подходит к рассказу. Докажите свой выбор текстом.

Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь, подобно звездам, спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели. Гёте И.

Препятствия не бесполезны для ума. Роллан Р.

Никогда не бывает больших дел без больших трудностей. Вольтер

«Наш большой недостаток в том, что мы слишком быстро опускаем руки. Наиболее верный путь к успеху – все время пробовать еще один раз». Томас Эдисон

«Урок, который я извлек и которому следую всю жизнь, состоял в том, что надо пытаться, и пытаться, и опять пытаться — но никогда не сдаваться!» Ричард Бренсон

Человек лишь тогда чего-то добивается, когда он верит в свои силы. Андреас Фейербах
Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Великий человек, наоборот, внушает чувство, что вы можете стать великим. Марк Твен
 

СЛАЙД 10

А сейчас мы с вами напишем синквейн по рассказу «Точка».

В заключение нашей встречи мы напишем синквейн по рассказу «Точка». Это своеобразное мини–сочинение по прочитанного.

«Синквейн» происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное).

Во второй строке дается описание темы, предмета (два прилагательных или причастия).

Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы или предмета.

Четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме рассказа.

Пятая строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл рассказа.

 

СЛАЙД 11

Затем вместе с ребятами выбираем несколько ключевых слов, отражающих смысл рассказа, впечатление от прочитанного или поступки героев, для того, чтобы вместе сочинить синквейн.

Для этого рассказа могут подойти слова: урок, выставка, точка, листок, линия, белый, пустой, восторженный, удивляться, нарисовать, думать, подписать, поддержать и т.д.

После того, как ребята поняли принцип создания синквейна, предлагаем им написать его самостоятельно, с выбранными словами. В конце занятия все желающие читают свои произведения.

Ведущий методист ТОДНБ Токарева Ольга Борисовна