Конспект 9 по рассказу М. Дуриковой «Первоклассник»

Презентацию 9 для занятия по рассказу М. Дуриковой «Первоклассник» можно скачать здесь.

 

Что такое медленное чтение? Сегодня люди сегодня читают слишком быстро, чтобы получить как можно больше информации. Но быстрое чтение не даёт почувствовать «вкус» чтения, он утрачивается. Но для того, чтобы постичь тайны текста, вдуматься в него, надо читать медленно.

Итак, мы с вами попробуем «тайны» авторского текста, «пропустить» текст через душу, вслушаться, вдуматься, вжиться в него, стать собеседником, а может, в каких-то ситуациях и соавтором текста читаемой книги. Начнём мы с рассказа Марии Дуриковой «Первоклассник».

6+

Конспект занятия для вдумчивых читателей

по рассказу М. Дуриковой "Первоклассник"

 

СЛАЙД 1

Мария Дурикова. "Первоклассник"

 

СЛАЙД 2

Сегодня мы читаем и думаем над рассказом Марии Дуриковой «Первоклассник».

- Как вы думаете, почему рассказ называется «Первоклассник»? О чем он может быть?

- Каким Вы представляет себе героя?

Фрагмент 1

В один прекрасный день в начале учебного года в школу пришел отец и направился прямо в кабинет директора.

- Вы примете моего сына в первый класс? Я уже обращался по этому вопросу в 6 школ, но туда его не приняли.

- А почему его не приняли? В чем дело? - спросил директор.

    

СЛАЙД 3    

Остановка первая

Вопросы:

- Что Вы узнали о главном герое?

- Как Вы думаете, почему мальчика не приняли в шести школах?

Фрагмент 2

- Ну, мой сын слишком большой, он не может сидеть в классе.

- Так он может сидеть в коридоре?

- Он не помещается в коридоре, - ответил отец.

- Тогда мы посадим его в спортивном зале.

- Но он не поместится в спортивном зале, - с грустью ответил отец.

- Ну, тогда извините, дорогой отец, мы, видимо, тоже не сможем принять вашего сына, - ответил директор.

- Я понимаю ваши причины, но, пожалуйста, постарайтесь понять и мои причины, - защищался отец. - Вы понимаете, мой Павко - школьник, и он должен ходить в школу. Кроме того, я не могу допустить, чтобы он не получил образования. И у меня нет денег, чтобы платить штраф.

 

СЛАЙД 4

Остановка вторая

Вопросы:

- Насколько велик, по-Вашему, первоклассник?

- Как Вы думаете, примут ли его в эту школу?

- А как же будут относиться к нему одноклассники?

Фрагмент 3

Наконец они согласились записать Павко в школу. Он будет сидеть в школьном дворе и смотреть в класс через окно, чтобы видеть, как проходят все уроки. Когда наступит зима,

Павко по-прежнему будет сидеть в школьном дворе. Он будет одет в меховую шубу, и на ушах у него будут наушники, поскольку окна, естественно, будут закрыты. Для того, чтобы писать и рисовать, Павко сможет положить классную доску себе на колени.

На следующее утро Павко пришел в школу. Сидя в школьном дворе, он нарочно переминался с ноги на ногу, и голова его достигала трубы на крыше. Когда дети видели Павко, они забегали в классы и выглядывали из окон. Павко заглядывал в окна. Он хотел узнать, в каком он классе. Но в целом все было тихо. Изумленные дети таращили на него глаза. А Павко? Он просто смотрел на них.

 

СЛАЙД 5

Остановка третья 

Вопросы:

- Как вы думаете, о чем думал Павко, когда просто смотрел на детей?

- Что может произойти дальше?

Фрагмент 4

Вдруг из окна первого этажа раздался девичий голос:

- Ты из первого класса?

- Я? - спросил Павко и слегка нагнулся, чтобы увидеть, кто с ним разговаривает. - Да, я из первого класса, - кивнул он и улыбнулся этой смелой девочке. У нее было круглое лицо, забавный маленький носик и темные волосы.

- Я тоже первоклассница. Меня зовут Ветка, - сказала девочка. - Мне папа вчера читал сказку. В этой сказке рассказывалось о добром великане. А ты тоже добрый великан?

Павко снова кивнул, но он понял, что у него нет доказательств. Он поднатужился и начал думать. Ветка видела, как в его больших глазах мелькнула мысль.

 

СЛАЙД 6

Остановка четвертая

Вопросы:

- Как Вы думаете, почему Ветка не испугалась Павко, а заговорила с ним?

- Какие доказательства требуются, если считать себя добрым великаном?

Фрагмент 5

Затем он поднял руку и коснулся леса. Когда он поднес руку к дому, стало видно, что в его кулаке сидит белка. Он поднес ее к окну и передал Ветке.

- Белка! Какая прелесть, - закричала маленькая девочка. - А ты не найдешь для нее шишку?

Павко снова протянул руку. Он дотянулся до вершины сосны и показал ребятам, что в его кулаке было полно шишек. Дети пришли в восторг. Они перестали его бояться, страх исчез, потому что они узнали, что хотя Павко великан, он не причинит вреда даже белке. Дети каждую перемену играли. Когда они играли в золотые ворота, Павко был воротами. Когда они играли в футбол, он был вратарем. Ему это было легко. Он протягивал ладонь и закрывал полворот. Затем он протягивал другую руку и закрывал все ворота. Ему только было жаль, что он не может играть в прятки. Он был всем сразу виден. Вскоре дети перестали играть в прятки, потому что им было неинтересно играть без Павко. Все дети хотели с ним дружить. Но его самым близким другом была, как вы знаете, круглолицая Ветка с забавным носиком и темными волосами. Та маленькая девочка, которая первая с ним заговорила.

Мы должны добавить: Павко хорошо учился, и каждый день он получал пчелку в своей школьной тетради.

 

СЛАЙД 7

Остановка пятая

Вопросы последнего фрагмента:

- Почему дети перестали бояться Павко?

- Почему ребята перестали играть с ним в прятки?

- Почему детям стало неинтересно играть без Павко? Почему всем хотелось дружить с ним?

- Почему Ветка стала самым близким другом Павко?

- Как Вы думаете, если человек чем-то отличается от других, то это хорошо или плохо?

- Должны ли мы стараться понимать других людей?

- Так о чем же этот рассказ?

 

СЛАЙД 8

Теперь, предлагаю Вам цитаты для размышления. Какую вы выберете? Почему? Обоснуйте свой выбор.

Мысли для размышления:

Кто хочет иметь друзей, тот  и  сам  должен быть дружелюбным.
 
Библия, пр. 18,25
 
Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей.
 
Макиавелли Николо (1469 - 1527), итальянский писатель 
 
О человеке судят по его друзьям.
 
Гарсиан Бальтасар (1601 - 1658), испанский священник 
 
Умей быть другом – найдёшь друга.
 
Красицкий Игнацы (1735 - 1801), польский поэт
 
Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком.
 
Брюла Поль (1866 - 1940), французский писатель
 
Умение прощать – свойство сильных.
 
Ганди Мохандас (1869 -1948), индийский мыслитель 
 
Не столько ум, сколько сердце помогает человеку сближаться с людьми и быть им приятным.
 
де Лабрюйер Жан (1645 – 1696), французский писатель-моралист 
 
Прежде всего, будьте добрыми; доброта обезоруживает большинство людей.
 
Лакордер Жан Батист Анри (1802 - 1861),французский проповедник 
 
Сильные - всегда  добрые.
 
Горький Максим (1868 – 1936), русский писатель

 

СЛАЙД 9

В заключение нашей встречи мы напишем синквейн по рассказу М. Дуриковой «Первоклассник». Это своеобразное мини-сочинение по прочитанному, итог, вывод.

«Синквейн» происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное).

Во второй строке дается описание темы, предмета (два прилагательных или причастия).

Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы или предмета.

Четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме рассказа.

Пятая строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл рассказа.

 

СЛАЙД 10

А теперь попробуем сочинить синквейн. (Если Вы разговариваете с младшими школьниками, то это не всегда удается осуществить).

Слова для него: первоклассник, высокий, близкий, друг, играть, прятаться, испугаться.