Конспект 7 по рассказу К. Драгунской

Презентацию 7 для занятия по рассказу К. Драунской "От души и на память" можно скачать здесь.

 

Конспект занятия для вдумчивых читателей

по рассказу К. Драгунской. "От души и на память"

 

СЛАЙД 1

К. Драгунская "От души и на память".

1. Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием?

Когда я была маленькой, жизнь вокруг была совсем не такой, как сейчас. По субботам все ходили в школу, девочки носили коричневую форму с черными фартуками — страшную-престрашную. Жвачка была большой редкостью. Про Барби никто и не слыхивал. Не было «Лего» и даже фильмов про Бэтмена. Просто удивительно, как мы без всего этого жили и росли?!

Зато тогда со мной все время случались смешные истории. А теперь как-то не очень случаются. Теперь смешные истории происходят со всякими моими знакомыми детьми. Они мне эти истории рассказывают. Иногда из этих историй прямо целые рассказы получаются.

Вот, например, рассказ Темы Коржикова, ученика третьего класса.

 

СЛАЙД 2

Остановка первая

Почему с человеком случаются смешные истории, когда он маленький?

На большой перемене Евдокимова закрыла дверь в класс на швабру и сказала:

— Начинаем секретный совет! У Майи Первомаевны скоро день рождения. Надо придумать подарок.

Петросян говорит:

— Так решили вроде — электрический чайник. Родительский комитет деньги собирал.

— Электрический чайник мы ей на прошлый день рождения дарили, — вспомнил Гунькин.

— Нет, — поправил Котов. — На прошлый день рождения мы дарили ей тостер, а электрический чайник на Восьмое марта.

— Совсем, что ли? — удивилась Смирнова. — На Восьмое марта был моющий пылесос, на прошлый день рождения — миксер, на Новый год — тостер, на окончание учебного года — кухонный комбайн «Мулинекс», а на День учителя — видеоплеер. Я точно помню, я папе рассказывала, а он и говорит: «Может, ей на первое апреля электрический стул подарить?»

— Короче, все это полная ерунда, — решила Евдокимова. — Такое любой подарит. Надо подарить ей что-нибудь душевное. И не от родительского комитета, а от нас самих.

— У нас в подъезде щенки родились, — говорит Женька Полунина. — Жутко породистые. Южнолабрадорская лайка. Помесь с гибралтарским боксером. Только они дорогие.

— Надо скинуться, — предложил Петросян. — Скидывались же на пылесос.

— Сравнил, — говорит Полунина. — Сколько пылесос стоит, это только на хвост собачий хватит…

— Значит, надо не один большой общий подарок, а много маленьких, — придумал я.

— Точно, — обрадовалась Евдокимова. — Много маленьких подарков гораздо лучше, чем один большой. Пусть каждый подарит Майе Первомаевне что-нибудь хорошее от себя лично. От души и на память.

 

СЛАЙД 3

Остановка вторая

Вопросы:

1. Интересно, почему Смирнова помнит все подарки Майи Первомаевны?

2. Почему они отказались от щенков?

3. А зачем нужно, чтобы подарок учительнице был от души и на память? Зачем дарить что-нибудь душевное?

4. Что решили ребята?

5. Почему много маленьких подарков лучше, чем один большой?

6. А почему папа так пошутил?

7. Как вы думаете, чем завершится рассказ?

8. А что может произойти дальше, после окончания рассказа?

Дома я поскорее пообедал и стал думать, что бы такое подарить Майе, чтобы на память и от души.

Надо бы подарить что-нибудь такое, что я сам люблю, чтобы совсем уж от души. А я много чего люблю! Больше всего я люблю трех барбосов, которые живут у нас на даче. Мохнатую маму Рыжуню, ее старшего сына Барошу и младшую дочку Дырку. Нашего пожилого кота Мяку Тимофеевича Мячкина я тоже люблю как родного и, пожалуй, никому не подарю, даже от души и на память. В компьютере я люблю «Командос», из музыки «Продиджи» и «Сплин»… Но все это как-то не очень подходит нашей Майе Первомаевне… Я порылся в «Лего», как следует погремел деталями и выбрал для нее трех отличных чубриков. Но тут подумал, что ведь она не станет в них играть и мои бедные милые чубрики будут просто так пылиться где-нибудь у нее в квартире, рядом с лишними электрическими чайниками и миксерами… Пожалуй, я подарю ей свой старый велик, ей наверняка полезно заняться велоспортом… Но она на нем вряд ли поместится. Раздавит еще, свалится. Хрясть — и нету.

У меня просто голова разболелась, и я поехал на роликах в парк.

 

СЛАЙД 4

Остановка третья

1. Какие подарки пересматривает у себя Тёма Коржиков?

2. Почему они не подходят?

3. Почему разболелась голова у Тёмы?

В парке я встретил Женьку Полунину, тоже на роликах, и очень обрадовался. Она тоже обрадовалась. Мы с ней стали носиться, беситься и колбаситься, ели мороженое, пили коку и никак не могли придумать, что же подарить Майе Первомаевне.

Потом мы с Женькой подъехали навестить заброшенный памятник неизвестно кому. Он стоит в нашем парке ближе к боковому выходу — на пьедестале плечи с головой, называется бюст. Он уже совсем старый и облезлый, с отбитым носом и похож на пугало огородное, а не на памятник. Весной девчонки любят надевать на него венки из одуванчиков.

— Бедный, совсем облез, — пожалела Женька. — А представляешь, как ему тут грустно одному, особенно если ночь или дождь?

— Надо пристроить его в хорошие руки, — сказал я.

И мы с Женькой посмотрели друг на друга очень внимательно.

 

СЛАЙД 5

Остановка четвертая

1. Почему ребята обрадовались встрече?

2. Как вы думаете, подарят они бюст?

3. А чем может закончиться рассказ?

А у Женьки брат — совсем взрослый, в институте учится. Когда мы сказали ему, что хотим подарить Майе Первомаевне на день рождения заброшенный бюст, он долго смеялся, но сказал, что обязательно нам поможет, ведь он в детстве тоже учился у Майи Первомаевны.

В пятницу с утра Женькин брат на машине притащил памятник в школу и сам принес в класс. А мы с Женькой решили, что на шее у памятника удобно хранить бусы, а на голове — шляпы, поэтому Женька повесила на него несколько фенечек, а мне мама дала большую черную шляпу, которая пахла чем-то смешным. Чтобы памятник выглядел получше, Женька подрисовала ему глаза и накрасила губы.

Когда все собрались и стали показывать друг другу подарки, мы с Женькой сразу поняли, что наш — круче всех! Ведь другие притащили какую-то полную ерунду.

Евдокимова, наша главная умница и читательница, приготовила толстую растрепанную книжку. Сказала, что это самая интересная и любимая книжка на свете, потому что в ней нет ни начала, ни конца.

Гунькин принес гитару и сказал, что выучил для Майи Первомаевны очень душевную и жалобную песню.

Котов приготовил салют и фейерверк. Кравченко откуда-то приволок довольно крупный скелет, светящийся в темноте.

Вот у Петросяна тоже ничего себе был подарок. Он где-то добыл, выменял у кого-то, африканского таракана редкой породы, величиной примерно с мою кроссовку. Таракан сидел в трехлитровой банке и шевелил усами. Вещь! Все девчонки громко визжали и махали руками, а Смирнова стала как-то подозрительно заикаться, и Петросян накрыл таракана оренбургским пуховым платком, который принесла в подарок наша хозяйственная Попова.

Ну а уж про всякие шкатулочки с сюрпризами, выжигания по дереву, вышивания, бисероплетения, поздравления в стихах, огромные пальмы в горшках, попугаев в клетках, тортики, камни и другие икебаны я даже не говорю.

 

СЛАЙД 6

Остановка пятая

1. Какие подарки принесли ребята?

2. А могут такие подарки к чему-то обязать Майю Первомаевну?

3. Как вы думаете, почему они так стараются?

4. А как может отреагировать Майя Первомаевна на подарки?

К первому звонку у нас все было готово. На столе у Майи Первомаевны стоял памятник в шляпе и с фенечками, рядом с памятником — Гунькин с гитарой. В углу у окошка притаился Котов с салютом и фейерверком. За дверью окопался Кравченко со светящимся скелетом.

Прозвенел второй звонок, все притихли, и Майя Первомаевна открыла дверь в класс.

Котов тут своим салютом как жахнет, как прибабахнет! Дыму, грому!.. Из-за двери Кравченко вместе со скелетом выскакивает, Петросян таракана подсовывает, девчонки с вышиваниями лезут, поздравительные стихи читают, а Гунькин на гитаре что есть силы играет и вопит:

— Когда! С тобой! Мы встретились! Черемуха! Цвела! И в летнем! Парке! Музыка! Играла!.. И было! Мне! Тогда еще! Совсем! Немного лет! Но дел! Успел! Наделать! Я! Немало!..

Майя Первомаевна, конечно, слегка покачнулась. Но все-таки немножко улыбнулась, схватилась одной рукой за стену и, разгоняя другой рукой дым от салюта, стала пробираться к столу.

Увидела наш с Женькой подарок, довольно сильно вздрогнула, уронила портфельчик и закрыла глаза. Но тут же открыла, потому что в класс вошли целых две делегации — от родительского комитета и от учителей школы. С цветами и подарками. Майя Первомаевна посмотрела на электрический чайник и коробку с миксером, засмеялась каким-то странным голосом и полезла под стол прятаться…

 

СЛАЙД 7

Остановка шестая

1. Подарки подарены, как на них реагирует Майя Первомаевна?

2. А вы бы как реагировали, если много удивительных подарков?

3. Как надо было подарить?

4. А подарки хорошие?

В классе после салюта ремонт делали. Гунькин капитально охрип. А Майя Первомаевна немножко заболела, но когда выздоровела, в школу уже не вернулась, а открыла магазин бытовой техники.

А наш с Женькой подарок все равно круче! Потому что от души. И на память…

 

СЛАЙД 8

Остановка седьмая
1. Почему Майя Первомаевна не вернулась в школу?
2. Был ли бюст от души и на память?
3. Почему все ученики класса называются по фамилиям, а не по именам?
4. Так о чём этот рассказ?
 

СЛАЙД 9

Мысли для размышления:

Подарок не от сердца - порой хуже злого умысла.
Автор неизвестен
Приятно, когда о тебе вспоминают, но часто выходит дешевле быть забытым.
Фрэнк Хаббард
Идеальный подарок: вещь, которую можно обменять в магазине даже месяц спустя.
Автор неизвестен
Есть дары, получение которых обязывает одаряемого сторицей отблагодарить дарящего.
Морис Бланшо
Подарки делаются от души того, кто дарит, и не зависят от заслуг того, кто их принимает.
Карлос Луис Сафон
Подарок можно сделать только тому, кто готов его принять. Иначе человек просто не оценит его. 
Бернар Вербер
Подарки нужно выбирать для того, кому они предназначены, а не для того, кто их преподносит. 
Анре Моруа
— А зачем вообще люди дарят друг другу что-то?
— Чтобы заплатить за добро. Которое им уже сделали или о котором они потом попросят.
Дмитрий Глуховский
Подарок свидетельствует не только о достоинствах одариваемого, но и о вкусе дарящего. 
Пьер Годен
 

СЛАЙД 10

Схема синквейна

Одно существительное, имеющее отношение к произведению, отражающее одну из идей произведения, его суть.

Два прилагательных или причастия, уточняющих это существительное.

Три глагола, характеризующих ощущения, действия существительного, или действия по поводу прочитанного.

Фраза по поводу произведения, заключающая основную мысль, которую Вы хотите высказать по поводу произведения.

Одно заключительное слово любой части речи, в котором Вы выражаете свое чувство по поводу прочитанного, его оценку.

 

СЛАЙД 11

Слова для синквейна к рассказу К. Драгунской «От души и на память»: День рождения, подарок, маленький, душевный, большой, бюст, старый, облезлый, пристроить, подарить, подрисовать, навесить, надеть, круто.