Конспект 2 по рассказу А. Алексина

Презентацию 2 для занятия по рассказу А. Алексина "Самый счастливый день" можно скачать здесь.

 

Конспект занятия для вдумчивых читателей

по рассказу А. Алексина «Самый счастливый день»

 

СЛАЙД 1

Сегодня мы с Вами читаем рассказ Анатолия Алексина «Самый счастливый день». Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием? (Ответы ребят).

Начинаем читать рассказ.

 

Анатолий Алексин «Самый счастливый день»

Учительница Валентина Георгиевна сказала:

- Завтра наступают зимние каникулы. Я не сомневаюсь, что каждый ваш день будет очень счастливым. Вас ждут выставки и музеи! Но будет и какой-нибудь самый счастливый день. Я в этом не сомневаюсь! Вот о нем напишите домашнее сочинение. Лучшую работу я прочту вслух, всему классу! Итак, "Мой самый счастливый день"!

Я заметил: Валентина Георгиевна любит, чтобы мы в сочинениях обязательно писали о чем-нибудь самом: "Мой самый надежный друг", "Моя самая любимая книга", "Мой самый счастливый день".

А в ночь под Новый год мама с папой поссорились. Я не знаю из-за чего, потому что Новый год они встречали где-то у знакомых и вернулись домой очень поздно. А утром не разговаривали друг с другом... Это хуже всего! Уж лучше бы пошумели, поспорили и помирились. А то ходят как-то особенно спокойно и разговаривают со мной как-то особенно тихо, будто ничего не случилось. Но я-то в таких случаях всегда чувствую: что-то случилось. А когда кончится то, что случилось, не поймешь. Они же друг с другом не разговаривают! Как во время болезни... Если вдруг поднимается температура, даже до сорока - это не так уж страшно: ее можно сбить лекарствами. И вообще, мне кажется, чем выше температура, тем легче бывает определить болезнь. И вылечить... А вот когда однажды врач посмотрел на меня как-то очень задумчиво и сказал маме: "Температура-то у него нормальная...", мне сразу стало не по себе.

В общем, в первый день зимних каникул у нас дома было так спокойно и тихо, что мне расхотелось идти на елку.

 

СЛАЙД 2

Остановка первая:

Что вы узнали о герое рассказа?

Время, когда происходит действие?

Что мы узнали об обстоятельствах, описанных в рассказе?

Когда мама и папа ссорятся, я всегда очень переживаю. Хотя именно в эти дни я мог бы добиться от них всего, что угодно! Стоило мне, к примеру, отказаться от елки, как папа сразу же предложил мне пойти в планетарий. А мама сказала, что с удовольствием пошла бы со мной на каток. Они всегда в таких случаях старались изо всех сил доказать, что их ссора никак не отразится на моем жизненном уровне. И что она вообще никакого отношения ко мне не имеет...

 

СЛАЙД 3

Остановка вторая:

Какое настроение у мальчика?

Шантажирует ли он родителей?

Как вы думаете, а он будет поступать в своё удовольствие?

Как вы думаете, чем закончится рассказ?

А что будет после?

Но я очень переживал. Особенно мне стало грустно, когда за завтраком папа спросил меня:

- Не забыл ли ты поздравить маму с Новым годом?

А потом мама, не глядя в папину сторону, сказала:

- Принеси отцу газету. Я слышала: ее только что опустили в ящик.

Она называла папу "отцом" только в редчайших случаях. Это во-первых. А во-вторых, каждый из них опять убеждал меня: "Что бы там между нами ни произошло, это касается только нас!" Но на самом деле это касалось и меня тоже. Даже очень касалось! И я отказался от планетария. И на каток не пошел... "Пусть лучше не разлучаются. Не разъезжаются в разные стороны! - решил я, - Может быть, к вечеру все пройдет". Но они так и не сказали друг другу ни слова!

 

СЛАЙД 4

Остановка третья:

Какие слова – главные в этом отрывке?

Как себя чувствует мальчик, когда мама и папа общаются через него?

Касается ли их ссора сына?

Как он себя повёл?

Что подумал?

Если бы бабушка пришла к нам, мама и папа, я думаю, помирились бы: они не любили огорчать ее. Но бабушка уехала на десять дней в другой город, к одной из своих "школьных подруг".Она почему-то всегда ездила к этой подруге в дни каникул, будто они обе до сих пор были школьницами и в другое время никак встретиться не могли. Я старался не выпускать своих родителей из поля зрения ни на минуту. Как только они возвращались с работы, я сразу же обращался к ним с такими просьбами, которые заставляли их обоих быть дома и даже в одной комнате. А просьбы мои они выполняли беспрекословно. Они в этом прямо-таки соревновались друг с другом! И все время как бы тайком, незаметно поглаживали меня по голове. "Жалеют, сочувствуют...- думал я, - значит, происходит что-то серьезное!"

Учительница Валентина Георгиевна была уверена, что каждый день моих зимних каникул будет очень счастливым. Она сказала: "Я в этом не сомневаюсь!" Но прошло целых пять дней, а счастья все не было."Отвыкнут разговаривать друг с другом", - рассуждал я.

 

СЛАЙД 5

Остановка четвёртая:

Как бабушка относится к внуку? Почему она ездит к подруге в каникулы?

Почему мама и папа тайком гладят мальчика по голове? Соревнуются, как бы друг с другом?

Меняется ли ваше отношение к родителям мальчика, к нему самому?

А потом... Мне стало страшно. И я твердо решил помирить маму с напой. Действовать надо было быстро, решительно. Но как? Я где-то читал или даже слышал по радио, что радость и горе объединяют людей. Конечно, доставить радость труднее, чем горе. Чтобы обрадовать человека, сделать его счастливым, надо потрудиться, поискать, постараться. А испортить настроение легче всего! Но не хочется... И я решил начать с радости.

Если бы я ходил в школу, то сделал бы невозможное: получил бы четверку по геометрии. Математичка говорит, что у меня нет никакого "пространственного представления", и даже написала об этом в письме, адресованном папе. А я вдруг приношу четверку! Мама с папой целуют меня, а потом и сами целуются...

Но это были мечты: никто еще не получал отметок во время каникул! Какую же радость можно было доставить родителям в эти Дни? Я решил произвести дома уборку. Я долго возился с тряпками и со щетками. Но беда была в том, что мама накануне Нового года сама целый день убиралась. А когда моешь уже вымытый пол и вытираешь тряпкой шкаф, на котором нет пыли, никто потом не замечает твоей работы. Мои родители, вернувшись вечером, обратили внимание не на то, что пол был весь чистый, а на то, что я был весь грязный.

- Делал уборку! - сообщил я.

- Очень хорошо, что ты стараешься помочь маме, - сказал папа, не глядя в мамину сторону.

Мама поцеловала меня и погладила по голове, как какого-нибудь круглого сироту.

На следующий день я, хоть были каникулы, поднялся в семь утра, включил радио и стал делать гимнастику и обтирание, чего раньше не делал почти ни разу. Я топал по квартире, громко дышал и брызгался.

- Отцу тоже не мешало бы этим заняться, - сказала мама, не глядя на папу.

А папа погладил меня по шее... Я чуть не расплакался. Одним словом, радость не объединяла их. Не примиряла... Они радовались как-то порознь, в одиночку.

 

СЛАЙД 6

Остановка пятая:

Чем мальчик решает помирить родителей?

Что для этого делает?

Сработало?

И тогда я пошел на крайность: я решил объединить их при помощи горя!

Конечно, лучше, всего было бы заболеть. Я готов был все каникулы пролежать в постели, метаться в бреду и глотать любые лекарства, лишь бы мои родители вновь заговорили друг с другом. И все было бы снова, как прежде... Да, конечно, лучше всего было бы сделать вид, что я заболел - тяжело, почти неизлечимо. Но, к сожалению, на свете существовали градусники и врачи. Оставалось только исчезнуть из дому, временно потеряться. В тот же день вечером я сказал: "Пойду к Могиле. По важному делу!". Могила - это прозвище моего приятеля Женьки. О чем бы Женька ни говорил, он всегда начинал так: "Дай слово, что никому не расскажешь!" Я давал. "Могила?" - "Могила!" - отвечал я. И что бы я ни рассказывал Женьке, он всегда уверял: "Никогда! Никому! Я - могила!" Он так долго всех в этом уверял, что его и прозвали Могилой.

В тот вечер мне нужен был человек, который умел хранить тайны!

- Ты надолго? - спросил папа.

- Нет. Минут на двадцать. Не больше! - ответил я. И крепко поцеловал папу. Потом я поцеловал маму так, будто отправлялся на фронт или на Северный полюс. Мама и папа переглянулись. Горе еще не пришло к ним. Пока была лишь тревога. Но они уже чуть-чуть сблизились. Я это почувствовал. И пошел к Женьке. Когда я пришел к нему, вид у меня был такой, что он спросил:

- Ты убежал из дому?

- Да...

- Правильно! Давно пора! Можешь не волноваться: никто не узнает. Могила!

СЛАЙД 7

Остановка шестая:

Как выражается тревога у мамы и папы?

Почему тревога?

Как мальчик почувствовал это?

Женька понятия ни о чем не имел, но он очень любил, чтобы убегали, прятались и скрывались.

- Каждые пять минут ты будешь звонить моим родителям и говорить, что очень ждешь меня, а я еще не пришел... Понимаешь? Пока не почувствуешь, что они от волнения сходят с ума. Не в буквальном смысле, конечно...

- А зачем это? А?! Я - никому! Никогда! Могила!.. Ты знаешь...

Но разве я мог рассказать об этом даже Могиле?

Женька начал звонить. Подходили то мама, то папа - в зависимости от того, кто из них оказывался в коридоре, где на столике стоял наш телефон.

Но после пятого Женькиного звонка мама и папа уже не уходили из коридора.

А потом они сами стали звонить...

- Он еще не пришел? - спрашивала мама.

- Не может быть! Значит, что-то случилось...

Я тоже волнуюсь, - отвечал Женька, - Мы должны были встретиться по важному делу! Но, может быть, он все-таки жив?..

- По какому делу?

- Это секрет! Не могу сказать. Я поклялся. Но он очень спешил ко мне... Что-то случилось!

- Ты не пережимай, - предупредил я Могилу.

- У мамы голос дрожит?

- Дрожит.

- Очень дрожит?

- Пока что не очень. Но задрожит в полную силу! Можешь не сомневаться. Уж я-то...

- Ни в коем случае!

Мне было жалко маму и папу. Особенно маму... Папы в таких случаях бывают как-то спокойнее. Я давно это заметил. А мама... Но я действовал ради высокой цели! Я спасал нашу семью. И нужно было переступить через жалость!

 

СЛАЙД 8

Остановка седьмая:

Почему у мамы задрожал голос?

Почему папа выглядит более спокойным?

А можно ли ради высокой цели – спасения семьи – действовать так. Как мальчик?

Меня хватило на час.

- Что она сказала? - спросил я у Женьки после очередного маминого звонка.

- "Мы сходим с ума"! - радостно сообщил Женька. Он был в восторге.

- Она сказала: "Мы сходим..."? Именно - мы? Ты это точно запомнил?

- Умереть мне на этом месте! Но надо их еще немного помучить, - сказал Женька, - Пусть позвонят в милицию, в морг...

- Ни за что!

Я помчался домой!.. Дверь я открыл своим ключом тихо, почти бесшумно. Я на цыпочках вошел в коридор. Папа и мама сидели по обе стороны телефона, бледные, измученные. И глядели друг другу в глаза... Они страдали вместе, вдвоем. Это было прекрасно!

Вдруг они вскочили... Стали целовать и обнимать меня, а потом друг друга. Это и был самый счастливый день моих зимних каникул.

От сердца у меня отлегло, и назавтра я сел за домашнее сочинение. Я написал, что самым счастливым днем был тот, когда я ходил в Третьяковскую галерею.

Хоть на самом деле я был там полтора года назад.

 

СЛАЙД 9

Вопросы после завершения чтения:

Почему мама и папа были бледные и измученные?

Они страдали вместе, вдвоём?

Для кого это был самый счастливый день?

Почему мальчик об этом не написал?

Понравился ли вам рассказ?

Так о чём же он?

 

СЛАЙД 10

Мысли для обсуждения:

Легче всего осуществимы те мечты, в которых не сомневаются. Александр Дюма-отец

Добраться до мечты — значит пройти тест на выносливость. Эльчин Сафарли

Мечты — это краеугольные камни нашего характера. Генри Торо

Чтобы привести в движение все свои силы, человеку нужно поместить впереди себя какую-нибудь благородную цель, способную его воодушевить. Жозеф Эрнест Ренан

Только когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верен. Поль Валери

Поистине серьезное стремление к какой-либо цели — половина успеха в ее достижении. Вильгельм Гумбольдт

Если мы хотим чем-то помочь какому-нибудь делу, оно должно стать нашим эгоистичным делом. Энгельс

Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее. Абай Кунанбаев

Даже самый дурацкий замысел можно выполнить мастерски. Лешек Кумор

 

СЛАЙД 11

В заключение нашей встречи мы напишем синквейн. Это своеобразное мини – сочинение по поводу прочитанного рассказа.

«Синквейн» происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное).

Во второй строке дается описание темы, предмета (два прилагательных или причастия).

Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы или предмета.

Четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме рассказа.

Пятая строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл рассказа.

 

СЛАЙД 12

Затем вместе с ребятами выбираем несколько ключевых слов, отражающих смысл рассказа, впечатление от прочитанного или поступки героев, потом вместе сочиняем синквейн.

Для этого рассказа могут подойти слова: день, каникулы, ссора, уход, зимний, счастливый, серый, беспокойный, несчастный, решить, убирать, гладить, болеть и т.д.

После того, как ребята поняли принцип создания синквейна, предлагаем им написать его самостоятельно, с выбранными словами. В конце занятия все желающие читают свои произведения.

Ведущий методист ТОДНБ Токарева Ольга Борисовна