Конспект 6 по рассказу А. Чехова

Презентацию 6 для занятия по рассказу А.П. Чехова «Произведение искусства» можно скачать здесь.

 

 

Конспект занятия для вдумчивых читателей

по рассказу А.П. Чехова "Произведение искусства"

 

СЛАЙД 1

А.П. Чехов "Произведение искусства"

 

О чём этот рассказ, как вы думаете?

Держа под мышкой что-то, завернутое в 223-й нумер «Биржевых Ведомостей», Саша Смирнов, единственный сын у матери, сделал кислое лицо и вошел в кабинет доктора Кошелькова.

— А, милый юноша! — встретил его доктор. — Ну, как мы себя чувствуем? Что скажете хорошенького?

Саша заморгал глазами, приложил руку к сердцу и сказал взволнованным голосом:

— Кланялась вам, Иван Николаевич, мамаша и велела благодарить вас... Я единственный сын у матери, и вы спасли мне жизнь... вылечили от опасной болезни, и... мы оба не знаем, как благодарить вас.

— Полно, юноша! — перебил доктор, раскисая от удовольствия. — Я сделал только то, что всякий другой сделал бы на моем месте.

— Я единственный сын у своей матери... Мы люди бедные и, конечно, не можем заплатить вам за ваш труд, и… нам очень совестно, доктор, хотя, впрочем, мамаша и я... единственный сын у матери, убедительно просим вас принять в знак нашей благодарности... вот эту вещь, которая... Вещь очень дорогая, из старинной бронзы... редкое произведение искусства.

 

СЛАЙД 2

Остановка первая

Вопросы:

1. Что мы узнали о героях рассказа? Дайте их характеристику.

2. Как Саша вручает доктору подарок? О чём это говорит Вам?

3. Стоит ли благодарности поступок доктора?


— Напрасно! — поморщился доктор. — Ну, к чему это?

— Нет, уж вы, пожалуйста, не отказывайтесь, — продолжал бормотать Саша, развертывая сверток. — Вы обидите отказом и меня, и мамашу... Вещь очень хорошая... из старинной бронзы... Досталась она нам от покойного папаши, и мы хранили ее, как дорогую память... Мой папаша скупал старинную бронзу и продавал ее любителям... Теперь мамаша и я этим же занимаемся...

Саша развернул вещь и торжественно поставил ее на стол. Это был невысокий канделябр старой бронзы, художественной работы. Изображал он группу: на пьедестале стояли две женские фигуры в костюмах Евы и в позах, для описания которых у меня не хватает ни смелости, ни подобающего темперамента. Фигуры кокетливо улыбались и вообще имели такой вид, что, кажется, если бы не обязанность поддерживать подсвечник, то они спрыгнули бы с пьедестала и устроили бы в комнате такой дебош, о котором, читатель, даже и думать неприлично.

Поглядев на подарок, доктор медленно почесал за ухом, крякнул и нерешительно высморкался.

Да, вещь, действительно, прекрасная, — пробормотал он, — но... как бы выразиться, не того... нелитературна слишком... Это уж не декольте, а чёрт знает что...

— То есть, почему же?

— Сам змий-искуситель не мог бы придумать ничего сквернее. Ведь поставить на столе такую фантасмагорию, значит всю квартиру загадить!

— Как вы странно, доктор, смотрите на искусство! — обиделся Саша. — Ведь это художественная вещь, вы поглядите! Столько красоты и изящества, что душу наполняет благоговейное чувство и к горлу подступают слезы! Когда видишь такую красоту, то забываешь все земное... Вы поглядите, сколько движения, какая масса воздуха, экспрессии!

— Все это я отлично понимаю, милый мой, — перебил доктор, — но ведь я человек семейный, у меня тут детишки бегают, дамы бывают.

— Конечно, если смотреть с точки зрения толпы, — сказал Саша, — то, конечно, эта высокохудожественная вещь представляется в ином свете... Но, доктор, будьте выше толпы, тем более, что своим отказом вы глубоко огорчите и меня, и мамашу. Я единственный сын у матери., вы спасли мне жизнь... Мы отдаем вам самую дорогую для нас вещь, и... и я жалею только, что у вас нет пары для этого канделябра...

— Спасибо, голубчик, я очень благодарен... Кланяйтесь мамаше, но, ей-богу, сами посудите, у меня тут детишки бегают, дамы бывают... Ну, впрочем, пусть остается! Ведь вам не втолкуешь.

— И толковать нечего, — обрадовался Саша. — Этот канделябр вы тут поставьте, вот около вазы. Эка жалость, что пары нет! Такая жалость! Ну, прощайте, доктор.

 

СЛАЙД 3

Остановка вторая 

Вопросы:

1. Произведение искусства – этот канделябр?

2. Как относится к канделябру Саша?

3. Как воспринимает его доктор?

4. Почему доктор всё-таки оставляет канделябр?

 

По уходе Саши доктор долго глядел на канделябр, чесал у себя за ухом и размышлял.

«Вещь превосходная, спора нет, — думал он, — и бросать ее жалко... Оставить же у себя невозможно... Гм! ... Вот задача! Кому бы ее подарить или пожертвовать?»

После долгого размышления, он вспомнил про своего хорошего приятеля, адвоката Ухова, которому был должен за ведение дела.

— И отлично, — решил доктор. — Ему, как приятелю, неловко взять с меня деньги, и будет очень прилично, если я презентую ему вещь. Отвезу-ка я ему эту чертовщину! Кстати же он холост и легкомыслен...

Не откладывая дела в дальний ящик, доктор оделся, взял канделябр и поехал к Ухову.

— Здорово, приятель! — сказал он, застав адвоката дома. — Я к тебе... Пришел благодарить, братец, за твои труды... Денег не хочешь брать, так возьми хоть эту вот вещицу... вот, братец ты мой... Вещица — роскошь! Увидев вещицу, адвокат пришел в неописанный восторг.

— Вот так штука! — захохотал он. — Ах, чёрт подери его совсем, придумают же черти такую штуку! Чудесно! Восхитительно! Где ты достал такую прелесть?

Излив свой восторг, адвокат пугливо поглядел на двери и сказал:

— Только ты, брат, убери свой подарок. Я не возьму...

— Почему? — испугался доктор.

— А потому... У меня бывают тут мать, клиенты... да и от прислуги совестно.

— Ни-ни-ни... Не смеешь отказываться! — замахал руками доктор. — Это свинство с твоей стороны! Вещь художественная... сколько движения... экспрессии... И говорить не хочу. Обидишь!

— Хоть бы замазано было, или фиговые листочки нацепить...

Но доктор еще пуще замахал руками, выскочил из квартиры Ухова и довольный, что сумел сбыть с рук подарок, поехал домой...

 

СЛАЙД 4

Остановка третья

Вопросы:

1. Как расхваливает доктор канделябр?

2. Как к канделябру относится адвокат Ухов?

3. Как подарок был оставлен?


По уходе его адвокат осмотрел канделябр, потрогал его со всех сторон пальцами и, подобно доктору, долго ломал голову над вопросом: что делать с подарком?

«Вещь прекрасная, — рассуждал он, - и бросить жалко, и держать у себя неприлично. Самое лучшее — это подарить кому-нибудь... Вот что, понесу-ка я этот канделябр сегодня вечером комику Шашкину. Каналья любит подобные штуки, да и кстати же у него сегодня бенефис...»

Сказано — сделано. Вечером тщательно завернутый канделябр был поднесен комику Шашкину. Весь вечер уборную комика брали приступом мужчины, приходившие полюбоваться на подарок; все время в уборной стоял восторженный гул и смех, похожий на лошадиное ржанье. Если какая-нибудь из актрис подходила к двери и спрашивала: «можно войти?», то тотчас же слышался хриплый голос комика:

— Нет, нет, матушка! Я не одет!

После спектакля комик пожимал плечами, разводил руками и говорил:

— Ну, куда я эту гадость дену? Ведь я на частной квартире живу! У меня артистки бывают! Это не фотография, в стол не спрячешь!

— А вы, сударь, продайте, — посоветовал парикмахер, разоблачая комика.

— Тут в предместье живет старуха, которая покупает старинную бронзу... Поезжайте и спросите Смирнову... Ее всякий знает.

Комик послушался...

 

СЛАЙД 5

Остановка четвертая

1. Как рассуждает адвокат о канделябре?

2. Восприятие канделябра у актёра? Под воздействием остальных?

3. Почему мнение актёра изменилось после спектакля?

4. Почему он послушался парикмахера?

5. Куда актёр отвез канделябр?

 

Дня через два доктор Кошельков сидел у себя в кабинете и, приложив палец ко лбу, думал о желчных кислотах. Вдруг отворилась дверь, и в кабинет влетел Саша Смирнов. Он улыбался, сиял, и вся его фигура дышала счастьем... В руках он держал что-то, завернутое в газету.

— Доктор! — начал он, задыхаясь. — Представьте мою радость! На ваше счастье, нам удалось приобрести пару для вашего канделябра!.. Мамаша так счастлива... Я единственный сын у матери... вы спасли мне жизнь.

И Саша, дрожа от чувства благодарности, поставил перед доктором канделябр. Доктор разинул рот, хотел было что-то сказать, но не сказал ничего: у него отнялся язык.

1886 г.

 

СЛАЙД 6

Вопросы после прочтения рассказа:

1. Саша дарит пару к канделябру. Зачем? Почему он счастлив?

2. Почему Саша дрожит от чувства благодарности?

3. Почему у доктора отнимается язык?

4. Вы изменили своё мнение о героях рассказа по мере развития сюжета?

5. Как Вы думаете, может ли мнение о произведении искусства меняться? Так часто?

 

СЛАЙД 7

Сейчас предлагаю Вам высказывания знаменитых людей. Подумайте, и скажите, пожалуйста, какое из них больше всего подходит к рассказу с вашей точки зрения.

 

СЛАЙД 8

Перед Вами схема синквейна.

«Синквейн» происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное).

Во второй строке дается описание темы, предмета (два прилагательных или причастия).

Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы или предмета, это могут быть ваши ощущения по поводу прочитанного.

Четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме рассказа или основную мысль, которую Вы хотите высказать по поводу произведения.

Пятая строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл рассказа или выражение Ваших чувств по поводу прочитанного, его оценку.

Например:

Февраль

Зимний серый

Скучать, спать, таять.

Ждать лета больше нету сил.

Уныние.

 

СЛАЙД 9

А теперь пишем синквейн. Слова, которые можно использовать: благодарность, счастье, точка зрения, хвалить, подарить, безобразие, канделябр, произведение искусства, гадость, восторг, пугаться и т.д. 

 

Составитель занятия: Токарева О.Б., ведущий методист