Основные сведения о программе «Медленное чтение или игры разума»

Рабочая программа цикла занятий «Медленное чтение или игры разума» разработана для того, чтобы способствовать как более глубокому изучению классической и современной литературы, так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты). Цикл занятий отражает базовую модель технологи РКМЧП (Развитие критического мышления средствами чтения и письма).
Данная программа адаптирована для 5 класса с разноуровневым развитием учащихся.
Цикл состоит из 14 занятий, при проведении 2 часа в месяц, начиная с октября.
 

Цели и задачи программы «Медленное чтение или игры разума».

Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Медленное чтение …», ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также развитие творческого мышления, самоанализа, любознательности, самоконтроля, взаимопонимания, т.е. направлены на развитие и формирование всех универсальных учебных действий. Кроме того, данная программа направлена на развитие нравственных и эстетических чувств школьника.

Цель программы «Медленное чтение…» – организация творческого нестандартного самостоятельного чтения школьников, как дома, так и на занятиях в библиотеке.
 
Задачи программы:
  • совершенствование навыка чтения учащихся;
  • развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
  • знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры;
  • формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
  • формирование личности, её нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и осмысление учениками - читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях.
  • формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
  • формирование основ читательской культуры, литературного вкуса школьников;
  • выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные в ходе реализации занятий данного цикла.
  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

 

Концепция содержания программы «Медленное чтение …»

Для решения поставленных задач была определена концепция содержания цикла занятий. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:
  • ориентация на читательские интересы ребенка;
  • разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
  • разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;
  • важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения;
  • произведения должны быть малой повествовательной формы, такими, чтобы можно было прочитать их в течение занятия. Размер текста не должен превышать 5-7 страниц;
  • текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);
  • текст должен иметь динамичный, событийный сюжет;
  • текст должен иметь неожиданную развязку, «открытый» проблемный финал.
Содержание программы разрабатывалось на основе анализа произведений современной детской художественной литературы, а также произведений, ставших лауреатам различных детских литературных премий последних лет.
К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры школьника. Поэтому в программу включены рассказы, сказки, повести классиков и современников отечественной детской литературы.
 

Методические принципы программы

Учитывая инновации в системе литературного образования школьников, методические подходы расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании учащихся, на формировании читательской культуры школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей детской литературы.

Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного текста.
В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения.
 

Схема – план подготовки и проведения занятия для вдумчивых читателей

  1. Выбрать художественное произведение, интересное для чтения и разговора. Объем его не должен превышать 2 – 3 страницы. Произведение должно быть незнакомо детям.
  2. Библиотекарь внимательно читает текст и разбивает его на смысловые части таким образом, чтобы события или поступки героев развивались, углублялись, заставляли задумываться и т. п. в каждой последующей части.
  3. Библиотекарь подбирает 5 – 6 высказываний великих, подходящих по ведущей идее или по одной многих, по смыслу, по содержанию к выбранному художественному произведению или трактующих его по-разному.
  4. Перед чтение текста библиотекарь может рассказать об авторе произведения, о том, как выбирал это произведение для чтения, стараясь заинтриговать детей.
  5. Чтение текста произведения должно произойти на занятии.
  6. Читается название произведения. Задается вопрос: «Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?» Выслушиваются все ответы.
  7. Читаем рассказ до 1-ой остановки (1 часть из выделенных библиотекарем).
  8. 1–я остановка. Вопросы: «Что мы узнали о героях?», «Что мы узнали о времени действия рассказа?», «Что мы узнали об обстоятельствах?»
  9. Читаем до 2-ой остановки (2 часть).
  10. 2-я остановка. Вопросы интерпретационного характера: мотивы поступков героев, почему герои так думают и т.д. Ответы аргументируются текстом. Во время этой остановки строится «Дерево предсказаний», т.е. ребята отвечают на вопросы: «Что будет дальше?», «Как вы думаете, чем закончится рассказ?», «Что случится после окончания рассказа?» Каждый вариант ответа аргументируется текстом или должен быть связан с ним.
  11. Читаем рассказ до 3-ей остановки. (3 часть).
  12. 3-я остановка. Вопросы задаются на размышление, осмысление текста, анализируются эмоции и чувства, возникшие во время чтения рассказа.
  13. Читаем рассказ до 4-й остановки. (4 часть)
  14. 4-я остановка. Библиотекарь спрашивает мнение ребят о главных героях, о том, менялось ли оно на протяжении чтения.
  15. Если есть еще части, то делаются остановки после каждой. Вопросы на размышление, интерпретацию поступков, характеров.
  16. Чтение завершено. Вопросы: «Понравился ли вам рассказ?», «Как вы думаете, о чем этот рассказ?»
  17. Библиотекарь предлагает представить, как выглядят герои, что они читают, как ведут себя с окружающими.
  18. Библиотекарь предлагает подобрать из приготовленных им цитат одну или две, которая отражает главную мысль или содержание рассказа. Эти высказывания не об этом рассказе, но какое из них, на ваш взгляд, подходит больше всего. Аргументируйте свой выбор.
  19. Библиотекарь предлагает написать синквейн о рассказе, который кратко бы отражал главную мысль произведения или впечатление от его прочтения.
 
Особое место в программе занимает работа с «Дневником читателя». (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Заполняя самостоятельно после занятия «Дневник читателя», у детей формируются читательские умения, необходимые для квалифицированной читательской деятельности:
- создают мотивацию к повторному чтению произведения; обращают внимание читателя-ребенка на детали текста, которые он может пропустить при первичном чтении; углубляют его интерес к «медленному», вдумчивому чтению;
- формируют осознанность чтения, позволяют структурировать текст, формируют умение анализировать текст, развивают интеллект ребенка;
 

План цикла занятий «Медленное чтение…» 5 класс:

 
Планируемые результаты реализации Программы (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные):
- формирование интереса к чтению;
- мотивация к самовыражению;
- эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений;
- адекватная самооценка;
- формирование навыков самостоятельной работы с книгой;
- понимание прочитанного текста, умение выделять и понимать информацию из прочитанного;
- сочинять небольшие тексты на заданную тему.
- ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, взаимоотношения взрослых и детей, эмоционально воспринимать слова собеседников.
 

 

Материально- техническое обеспечение программы:

Специфическое сопровождение (оборудование):
- портреты писателей, произведения которых входят в программу;
- иллюстрации к литературным произведениям,
- тексты произведений для занятий,
- информация о форме «Дневника читателя».
 

Электронно-программное обеспечение:

- записи музыкальных произведений;
- видеофильмы;
- презентации в помощь проведению занятий.
 

Технические средства обучения:

- демонстрационный материал.

- мультимедийный проектор, компьютер.
 
Рубрику ведет ведущий методист ТОДНБ Токарева Ольга Борисовна