Конспект 3 по рассказу К. Драгунской

Презентацию 3 для занятия по рассказу К. Драунской "Приключения папы в школе № 3076" можно скачать здесь.

 

Конспект занятия для вдумчивых читателей

по рассказу К. Драгунской

«Приключения папы в школе № 3076»

 

СЛАЙД 1

К. Драгунская. Приключения папы в школе № 3076

Вот что теперь в школах творится! Вот уж история так история… Но всякие смешные истории в школе случаются не только с учителями и учениками, но и с папами и мамами. Вот, пожалуйста: кошмарная история, рассказанная Ваней Щеголевым.

Мама принесла домой морское чудище. Оно было здоровенное, усатое и с клешнями. Когда нас водили в музей естествознания, я видел там таких в банках, только они там дохлые уже, заспиртованные. А этот бедняга — замороженный.

— Это королевский лобстер, — сказала мама. — Нам на ужин. Знаешь, полезный какой?

Мама села на диету. Вчера она специально ездила за город, чтобы набрать листья молодых одуванчиков и крапивы для салата. А сегодня, значит, морское чудище.

Стали мы с мамой его варить. Мама приправ всяких в кастрюлю горстями сыпет, лобстер булькает, варится, даже окна запотели. Салатик из одуванчиков нарезали, тут папа входит.

Потянул носом и говорит:

— Чем это несет прямо с первого этажа? Опять, что ли, трубу где-то прорвало? Безобразие!

Я сказал:

— Пап, ты что, это же наш ужин. Лобстер королевский. Знаешь, полезный какой?

Папа заглянул в кастрюлю и опять потянул носом.

— Очень интересно, — сказал папа. — Я работаю по шестнадцать часов в сутки, иду домой, мечтая о бифштексе, а меня в родной семье встречают вареными тараканами.

— Иногда полезно посидеть на диете, — сказала мама. — Разгрузить свой организм, подпитать йодом, морскими витаминами…

— Хорошо, уговорила. А на гарнирчик что?

— Салат из молодых одуванчиков, — похвасталась мама. — С крапивой.

— Я что, кролик, что ли? — взвыл папа.

— Одуванчик богат витаминами и микроэлементами, — сказала мама. — И вообще, сейчас май, и надо благодарно пользоваться тем, что дает нам природа. Это очень омолаживает организм.

Мы стали есть лобстера. А что, ничего! Тем более что я ел лобстера первый раз в жизни и поэтому загадал желание. Даже целых три — чтобы в Африке побывать, чтобы лето было недождливое и чтобы все собаки и кошки стали пуленепробиваемыми.

Мы с мамой съели лобстера с удовольствием, а папа все ворчал и морщился, особенно когда жевал одуванчики с крапивой. После этого он нажарил себе шпикачек с кетчупом и заметно подобрел.

— Ты, папа, совсем не печешься о своем здоровье, — сказала мама. — Неправильный ты какой-то.

— Может, ты «бэшка?» — догадался я. — Вот я — «ашка», и мама тоже в школе была «ашкой», а ты, наверное, «бэшка».

— Да, — сказал папа гордо. — Я учился в классе «Б».

— Так вот оно что. — Мама даже перестала есть одуванчики. — И почему я не поинтересовалась этим до свадьбы?

— Но потом перешел в «А», — поспешил добавить папа.

— Значит, ты, папа, как Раппопорт.

— Что за Раппопорт еще?

— Псих один, с нами до третьего класса учился. Круглый отличник, а шуток не понимает. Ему говорят «Раппопорт-аэропорт на колесиках приехал», а он ябедничает, что это неприличные слова. Потом ему однажды случайно четверку по математике поставили, его мама обиделась и перевела к «бэшкам».

— У вас там вечно неизвестно что творится, — нахмурился папа.

Папа с самого начала предлагал отдать меня в военное училище с преподаванием ряда предметов на китайском языке, потому что оно ближе всех к дому. Но мама решила, что лучше мне учиться в той же школе, в которой училась она, потому что, во-первых, ее там все хорошо помнят (в седьмом классе мама участвовала в поджоге школы), а во-вторых, фамилия-то у меня другая, никто сразу не догадается, чей я сын, а если вдруг что — мама всегда придет и разберется.

 

СЛАЙД 2

Остановка первая:

Что вы узнали о герое рассказа?

Что узнали о его родителях?

Время, когда происходит действие?

Что мы узнали об обстоятельствах, описанных в рассказе?

И тут я вспомнил.

— Наша Жанна Аполлоновна говорит, что мои родители совсем не участвуют в жизни класса. Вот бабушка Савченко цветочки в горшках подарила, потому что у Сашкиного младшего брата на них аллергия. Мама Насти Зашкиркиной двух черепашек принесла, а то они по ночам очень шуршат и топают. Все в жизни класса участвуют, а вы — нет.

— Давайте тоже что-нибудь ненужное в класс подарим, — согласился папа.

— Ага, — обрадовалась мама. — Бабушку или дядю Владика.

— Вот не хотел я его в твою школу отдавать, — с горечью сказал папа. — Из этой школы все такие, как ты, получаются. Которые родного мужа голодом уморить готовы, а всех родственников в живой уголок сдать мечтают.

— Во всяком случае, ты должен сходить к учительнице, познакомиться, поговорить по душам, — решила мама. — Учительницы это просто обожают.

— Может, лучше ты? — жалобно спросил папа.

— Нет уж, — сказал я. — Маму прибережем для аварийного случая.

Еще с вечера папа договорился на работе, отложил все важные дела и стал собираться в школу. На специальную бумажку папа записал имя-отчество Жанны Аполлоновны, и что я учусь в пятом «А», и в каком кабинете этот пятый «А» находится. Мама нагладила ему белую рубашку, я начистил ботинки, дворник дядя Леша вымыл папину машину.

Утром папа как следует набрызгался одеколоном и сказал, что надеется быть в школе часам к трем, как раз, когда ученики разойдутся и можно будет поговорить с Жанной Аполлоновной и произвести на нее приятное впечатление.

В школе я предупредил Жанну Аполлоновну, что папа обязательно зайдет к ней сегодня, чтобы поговорить о жизни класса и моем воспитании, а сам поскорее смылся домой сразу после шестого урока.

 

СЛАЙД 3

Остановка вторая:

Что значит – участие родителей в жизни класса?

Что предлагает мама?

А почему папа жалобно отзывается на просьбу мама сходить в школу?

Насколько важен будет его визит в школу?

Почему папа записал имя – отчество учительницы, класс и номер кабинета?

Зачем мама нагладила ему рубашку, а дворник вымыл машину?

Для чего папа как следует набрызгался одеколоном?

Почему рассказчик предупредил Ж.А., а сам «смылся» сразу после шестого урока?

А дальше вот что было.

Поскольку полдня папа находился на работе и занимался всякими важными делами, он как-то замотался. (Взрослые обожают это слово. А спроси их, во что замотался или чем замотался, ни за что не смогут ответить.) Замотавшись, папа потерял листочек с именем-отчеством Жанны Аполлоновны, перепутал, в каком я классе, не смог толком объяснить, куда идет, и чуть не подрался с охранником.

Наконец ему удалось прорваться вовнутрь. Тут его сбила с ног ватага первоклассников с продленки, которые мчались в столовую на бесплатный полдник — пить молоко с черным хлебом. Папа, можно сказать, чудом уцелел и от испуга неожиданно вспомнил номер кабинета Жанны Аполлоновны.

Но теперь, после общения с охранником и встречи с малышней, у папы был совсем растерзанный вид, и он зашел в туалет привести себя в порядок.

В туалете папа зачитался надписями на стенах и с возмущением пришел к выводу, что многие слова не только на английском, но и на русском написаны с ошибками.

Папа приосанился и зашагал прочь из туалета, торопясь поскорее высказать Жанне Аполлоновне свое беспокойство по поводу преподавания языков и вообще по всем поводам.

Папа поднимался по лестнице и озирался по сторонам, опасаясь, как бы не выскочили еще какие-нибудь дети.

В это время из-за угла на него набросилась дама.

— Ну, наконец-то! — закричала она. — Мы вас ждем, ждем, а вы все не идете и не идете!

Бедный доверчивый папа почему-то решил, что это и есть наша Жанна Аполлоновна, и послушно пошел с ней. Она привела его в класс, а там — целая толпа полуголых восьмиклассниц, из обоих восьмых. Оказывается, у старших классов в этот день был медосмотр, и папу по ошибке приняли за опоздавшего подросткового врача из нашей поликлиники.

Папа еле отбился от восьмиклассниц, принял успокоительное и уже прицельно пошел к Жанне Аполлоновне.

Идет по коридору, а наш учитель по истории Отечества, Ефим Яковлевич, что-то такое на потолке чинит. То ли лампочки вворачивает, то ли пятно от протечки ликвидирует. Он у нас страшный рукодельник, на него вся школа не нарадуется, никаких слесарей вызывать не надо. Словом, Ефим Яковлевич на потолке что-то мастерит, штукатурка вниз сыпется — прямо папе на голову.

Бедный папа уже ослаб от происшествий и ничего не сказал Ефиму Яковлевичу — ни про штукатурку, ни про нашу школу, ни про всю историю Отечества.

С головой, полной штукатурки, папа кое-как дополз до нашего класса, вежливо постучал и открыл дверь.

Жанна Аполлоновна с Ларисой Викторовной примеряли пляжные шлепанцы, потому что уже весна и вообще скоро лето.

 

СЛАЙД 4

Остановка третья:

Как вы понимаете слово – «замотался»?

Какие экстраординарные случаи произошли с папой в школе?

Почему после всего того, что с ним произошло, папа вежливо постучал?

Могут ли учительницы после уроков примерять шлёпанцы?

И тут — то ли лобстер с одуванчиками подействовал и папин организм резко омолодился, то ли Жанна Аполлоновна тоже за свой рабочий день здорово замоталась, то ли она просто была без очков — она увидела, что папа в дверь заглядывает, и усталым таким голосом ему говорит:

— Мальчик, ну что ты тут ходишь? Что тебе надо? Сколько раз повторять — олимпиада по географии в следующий четверг!

Папа ничего не ответил, просто ушел и поскорее позвонил на работу — предупредить, что берет недельный отпуск и уезжает в оздоровительный центр для людей, переживших сильные нервные потрясения.

А нам с мамой папа вечером сказал:

— Ноги моей больше там не будет! Сами ходите в свой сумасшедший обезьянник номер тридцать — семьдесят шесть.

 

СЛАЙД 5

Остановка четвёртая:

Почему Жанна Аполлоновна приняла папу за мальчика?

А как замоталась Ж.А.?

Почему папа после визита в школу взял недельный отпуск и захотел уехать в оздоровительный центр?

А почему он назвал школу обезьянником, и ноги его больше там не будет?

 

Ну и зря, между прочим. Мы с мамой любим нашу школу. Смешная она у нас.

 

СЛАЙД 6

Вопросы после прочтения:
 
За что же мама и мальчик любят свою школу?
 
Как вы думаете: в рассказе описана типичная школа?
 
А мама и папа из рассказа похожи на живых людей?
 
Такие случаи, как с папой, бывают в школе?

 

Понравился ли вам рассказ?

Так о чём же он?

 

СЛАЙД 7

Мысли для обсуждения и размышления:
Людей учат чему угодно, только не порядочности, между тем всего более они стараются блеснуть порядочностью, а не ученостью, то есть как раз тем, чему их никогда не обучали. Паскаль Б.

Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. Барбюс А.

В воспитании все дело в том, кто воспитатель. Писарев Д. И.

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. И. Гёте

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. Даль В. И.

Воспитание, которое не развивает желания, есть воспитание, развращающее душу. Нужно, чтобы воспитатель учил желать. Франс А.

Важнейшей основой успешного воспитания человека является формирование его характера. Тельман Э.

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. Макаренко А. С.

 

СЛАЙД 8

В заключение нашей встречи мы напишем синквейн. Это своеобразное мини-сочинение по поводу прочитанного рассказа.

«Синквейн» происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное).

Во второй строке дается описание темы, предмета (два прилагательных или причастия).

Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы или предмета.

Четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме рассказа.

Пятая строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл рассказа. Сино?нимы — слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Например:
Февраль
Зимний серый
Скучать, спать, таять.
Ждать лета больше нету сил.
Уныние.

 

СЛАЙД 9

Затем вместе с ребятами выбираем несколько ключевых слов, отражающих смысл рассказа, впечатление от прочитанного или поступки героев, затем вместе сочиняем синквейн.

Для этого рассказа могут подойти слова:

- школа, визит, учитель (-ница), папа, шлёпанцы, первоклассники, восьмиклассницы, рукодельник;

- растерзанный, вежливый, возмущённый, послушный;

- перепутал, уцелел, сбить с ног, зачитался, мастерит, выскочить, послушно пошёл, отбился.

Синоним, вывод вы сами сделаете.

После того, как ребята поняли принцип создания синквейна, предлагаем им написать его самостоятельно, с выбранными словами. В конце занятия все желающие читают свои произведения.

Ведущий методист ТОДНБ Токарева Ольга Борисовна