Юрий Тынянов. Пушкин. Смерть Вазир-Мухтара

Продолжаем тему, связанную с Пушкинским днём — 6 июня.

Юрий Николаевич Тынянов (1894-1943) родился в городе, который тогда находился в Витебской губернии и носил название Режица. Ныне этот город находится в Латвии и называется Резекне. Впоследствии семья Тыняновых жила во Пскове, Юрий закончил ту самую Псковскую гимназию, из которой в начале XX века вышла целая плеяда знаменитых людей.

Тынянов был серьёзным учёным-литературоведом. Есть даже высказывание, что до художественных произведений, романов он «снизошёл». В Государственном институте истории искусств Тынянов читал курсы лекций по истории русской литературы XIX века, истории и теории отдельных жанров (ода, пародия). Многие его ученики тоже стали выдающимися литературоведами.

В далёком 1925 году вышел роман «Кюхля» (о жизни Вильгельма Кюхельбекера — друга А.С. Пушкина, поэта, декабриста). Роман оказался большой творческой удачей Тынянова, хотя написан необычным литературным языком (в те годы литература была полем многих художественных экспериментов). Ю. Тынянов стал одним из начинателей «советского исторического романа». Успех его во многом был не случаен — ведь подготовила почву научная деятельность Тынянова: ему не надо было заново изучать эпоху, поскольку она была досконально освоена им как историком литературы. Литературное творчество было своего рода продолжением прежних исследований, но теперь уже иными — художественными — средствами. Материалом для него служили исторические труды, дневниковые записи, письма, мемуары, литературные и фольклорные источники. Кроме романов писал Ю. Тынянов исторические рассказы, например, остроумное повествование «Подпоручик Киже».

Роман «Смерть Вазир-Мухтара» посвящён А.С. Грибоедову. Он был новаторским, поэтому стал не сразу оценён критикой. В романе воспроизведён лишь последний годы жизни Грибоедова, но впечатление такое, как будто вся его жизнь прошла перед нами — история рассказана в основном устами самого героя, которому «ценою унижения удалось добиться своего». В романе преобладает не хронология, а психология героя, его самоанализ, поэтому широко используется внутренний диалог. «Вазир-Мухтар» построен на строго документальном историческом материале, но по законам субъективно окрашенной поэтической прозы. Новая и оригинальная манера Тынянова была принята далеко не всеми. Горький высоко оценил роман, назвал его даже не просто «интереснейшей», но и «сытной» книгой и другие увидели в ней некую «вычурность».

Современники улавливали в романе более широкий смысл, выходящий за пределы интеллигенции в неблагоприятном для культуры обществе. Трагедия Вазир-Мухтара заключается не только в преждевременном и страшном уходе из жизни. Он переживает тяжёлую внутреннюю драму, связанную с творческим бессилием, утратой таланта, невозможностью вернуться к уровню, достигнутому в «Горе от ума». Это — неизбежный итог сознательного или вынужденного компромисса художника с деспотической властью и самим собой в душной атмосфере последекабристского периода. Прямых аналогий с современностью будто бы нет, но чувствуется некое предостережение всем служителям муз.

По мере становления Тынянова-романиста всё более масштабным становились и его герои: от Кюхельбекера — к Грибоедову, а затем и к Пушкину. Последний роман «Пушкин» (1935-1943) был не закончен. Писатель умер от неизлечимой болезни, вопреки которой продолжал работать над своими книгами. В романе «Пушкин» Тынянов отошёл от рискованных творческих экспериментов. Роман о Пушкине был задуман не как «романизированная биография», а как «эпос о рождении, развитии, гибели национального поэта». Спокойная и обстоятельная манера письма свойственна именно эпосу. Мы видим выход к предыстории героя, к его духовным истокам, он даже далеко не сразу становится в центре повествования. Большинство страниц романа посвящены детству, лицейским годам и юности Пушкина — тем и интересны для юных читателей. Замысел романа был грандиозен и основателен. Увы, у автора уже не было времени в полном объёме претворить его в жизнь. Тынянов довёл «жизнеописание» Пушкина лишь до 1820 года, до первого его столкновения с властью и высылки на юг. Конфликт поэта с его гонителями, врагами свободы уже обозначился, но вся трагедия героя была ещё впереди.

Самая знаменитая цитата из творчества Юрия Тынянова — начало романа «Смерть Вазир-Мухтара»: «На очень холодной площади в декабре месяце тысяча восемьсот двадцать пятого года перестали существовать люди двадцатых годов с их прыгающей походкой. Время вдруг переломилось; раздался хруст костей у Михайловского манежа — восставшие бежали по телам товарищей — это пытали время...»

В историю литературы Тынянов вошёл как создатель особой формы «исследовательского романа», который относится к области художественного творчества, но покоится на прочном фундаменте научного знания. Опыт Тынянова ощутимо присутствует в современной русской литературе и литературной науке.

 
Зенкова Евгения Николаевна, ведущий библиотекарь ГАУК ТОДНБ