Народный эпос России

В список 100 золотых книг включены произведения эпоса народов России, записанные выдающимися деятелями культуры.

К счастью, существует замечательный сборник, который, правда, издан уже больше 35 лет назад. В книге «Сказания столетий» собраны выдержки из произведений народного эпоса России и бывшего СССР.

Термин «былины» вошёл в литературоведение только в 30-е годы XIX века. После опубликования памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Там сказано: «... по былинам сего времени».

Существует около ста былинных сюжетов, различаются в основном два цикла былин: Киевский (об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче) и новгородский (здесь главные герои — Садко и Василий Буслаев).

Первые записи былин, точнее, исторических песен относятся к 1919-1620 годам и были сделаны для англичанина Ричарда Джемса. Первым печатным изданием явился сборник, составленный Киршей Даниловым для уральского промышленника Демидова.

Былины записывались ещё в 70-е годы XX века — они бытовали и «пелись» сказителями на Русском Севере. Былины неоднократно экранизировались в виде фильмов и мультфильмов.

Нарты — герои широко известных сказаний народов Кавказа, особое содружество воинов древних времён.

Сказание о нарте Сосруко (или в осетинском языке Созырко) относятся к наиболее древним и составляют значительный цикл.

В первобытном обществе в некоторых местах существовал жестокий обычай, по которому ослабевшие члены общества должны были добровольно уступать место молодым. Сосруко покончил с этим древним установлением. Героика — стихия Сосруко. Он был первым, кто преодолев неисчислимые препятствия, добыл нартам огонь (как Прометей). Нарты сражаются с великанами, олицетворяющими слепые и разрушительные силы, грозные и враждебные людям, всему живому.

Экранизация нартского эпоса — мультфильмы «Сын камня» («Союзмультфильм», 1982 г.), «Сын камня и великан» («Союзмультфильм», 1986 г.).

«Урал-батыр» - большое оригинальное эпическое сказание, башкирская народная поэма — кубаир, в котором сочетаются как героические и фантастические, так и романтические напевы. Сказание записано в 1910 г. известным башкирским сказителем и собирателем фольклора Мухаметшей Бурангуловым. Урал-батыр — сын первых людей на земле, богатырь, сильный, мужественный, честный. Он побеждает и своего коварного брата, и кровожадного иноплеменника, драконов и змей, джиннов, чудовищ, которые превращаются в прах, в земную твердь. Возлюбленная Урал-батыра — красавица Хумай (символ счастья и удачи) — дочь царя птиц и солнца, родоначальница прекрасных лебедей. А сыновья Урал-батыра — Яик и Идель (реки Урал и Волга). Урал-батыр гибнет, пытаясь добыть бессмертие для всех людей, но память о нём живёт вечно. Существует ряд анимационных экранизаций эпоса «Урал-батыр», в том числе снятых в Уфе.

В 40-х годах XIX века финский фольклорист Элиас Лённрат опубликовал композицию из собранных им карело-финских рун «Калевала». Название эпоса — это не имя героя, а земля или страна Калевала — древняя прародина современных людей. Главные герои эпоса — певец и чародей Вяйнямёйнен, отважный кузнец Ильмаринен, весёлый любвеобильный задира Лемминкяйнен. Много разных приключений выпадает на их долю. Наконец они добывают у «хозяйки» мрачной преисподней — Похъёлы — похищенную ею чудесную мельницу Сампо.

Сампо — символ хлебородия, а ничто не ценилось в Карелии и во всех тех краях, где пелась «Калевала», более хлеба.

По мотивам «Калевалы» снят в 1959 году замечательный фильм «Сампо» (советско-финский). Из знаменитых актёров в нём засветился в роли чародея Георгий Милляр, а в роли красавицы Анники — 20-летняя эстонская красавица-актриса Эве Киви.

Олонхо — древнейший героический эпос якутов, своего рода былина, сказание о богатырях, отстаивающих мирную и привольную жизнь. Целостный свод олонхо, названный по центральному герою «Нюргун Боотур Стремительный», создан в начале 30-х годов XX века основоположником советской якутской литературы Платоном Ойунским. В этой своеобразной поэтической симфонии девять песен, более тридцати шести тысяч стихотворных строк.

Олонхо — своеобразная энциклопедия жизни якутов за долгие века, где отражены их представления об устройстве мира, происхождении и развитии человеческого общества.

В Интернете можно найти самодеятельные постановочные и мультипликационные экранизации «Нюргуна». Существуют версии этих мультфильмов в переводе на разные языки мира (в том числе японский).

Зенкова Евгения Николаевна, ведущий библиотекарь ГАУК ТОДНБ