Николай Лесков. Очарованный странник

Творчество Николая Семёновича Лескова (1831-1895) заметно выделяется на фоне произведений других писателей XIX века. В основном, на жизнь России авторы смотрели с точки зрения дворянина и интеллигента, даже если рассказывали о жизни крестьян. Лесков говорил о себе: «Я не изучал народ... Я вырос в народе... Я с народом был «свой человек» и знал русского человека в самую его глубь». Писатель много ездил по России, прекрасно знал быт народа, знал и понимал историю. В его произведениях о своей судьбе и разнообразных необыкновенных событиях рассказывают люди из разных сословий русского общества — каждый своим неповторимым языком. Но Лесков ещё очень любил заниматься словотворчеством — один из признаков, сближающих прозу с поэзией. Чего стоят только словечки «слоны слонят», «нимфозория», «потрясователь». Лучше удавались писателю произведению «малых форм» - рассказы, небольшие повести, сказы. Самый знаменитый из его сказов - «Левша».

С распространёнными в то время революционно-демократическими идеями Лесков пошёл вразрез, вызвал гнев критиков и оказался в некоей изоляции. И в советские времена из его произведений был широко известен разве что «Левша», остальные в школьную программу не входили и вроде как замалчивались. Ещё бы! Ведь Лесков ужасался революционному безумию и видел пример для всех людей в глубоко верующих праведниках, иногда осмеянных обществом, восхищался монахами и старообрядцами. Изоляция была вызвана ещё и тем, что характер у писателя был непростой. Например, его сложные взаимоотношения с сыном. Студента, не желающего учиться, Николай Семёнович отправил в армию.

«Считается, что в тот далёкий день Лесков дал русской армии отличного штабного офицера, выросшего в крупного военного специалиста, но лишил русскую литературу первоклассного писателя. Единственная, посмертно изданная книга Андрея Николаевича Лескова - об отце — убеждает, что врождённым даром затейливого сладко-горького русского сказа был он под стать самому «мудрому мастеру искусства слова».

(Юрий Нагибин из рассказа «День крутого человека»)

Одна из жемчужин творчества Н.С. Лескова — повесть «Очарованный странник». За причудливыми речевыми оборотами не сразу замечаешь, что построена она по строгим канонам развития сюжета, а также напоминает по своей схеме «житийную литературу». Однако, все эти каноны словно переворачивает буря страстей, скрытая в простом и спокойном на первый взгляд повествовании. Читатель действительно словно «очарован» и прекрасным языком повести и удивительными приключениями главного героя, которые порой кажутся неправдоподобными … ну да, мы ведь, как и его попутчики на пароходе, узнаём о событиях только с его слов. Мы забываем, кстати, что изначальный смысл слова «очарованный» - во власти чар, то есть заклятий — даже проклятия. Иван Северьянович Флягин считает, что его судьба предопределена роком. Трудно согласиться с тем, что в школьной программе его причисляют к лесковским «праведникам». Скорее, он надеется праведности достичь. Физически сильный, со страстным характером, умный и духовный, хотя и необразованный, Флягин родился, наверное, не вовремя — не в XIX веке ему бы жить. Он борется с норовистыми лошадьми и упрямыми людьми, борется за своё достоинство и во имя своей гордыни, иногда — реально за выживание, часто — защищая слабых. Но он, так сказать, «натура дикая», меры своим необузданным силам не знает. И заканчивается всё часто тем, что либо Иван - Голован приносит вред себе или даже погибают невинные люди. Самых ярких эпизодов повести два. Один из них — о том, как Иван жил в плену у кочевников, как его подвергли варварской процедуре «подщетинивания», но он всё равно сумел сбежать (за всеми подробностями — к Лескову!). Подчёркивается, что верность христианской вере Иван сохранил.

Второй сюжет, занимающий главное место в повести, - безответная любовь Ивана Флягина к прекрасной и талантливой цыганке Груше. Удивительно, как видит и описывает восхищающую его красоту мира Иван. Для Груши находит самые удивительные слова. Но... Груша соблазнена, оскорблена и покинута богатым князем. Она сама просит Ивана … убить её. Потому что боится «совершить грех», погубив ни в чём не повинную невесту князя. Иван сталкивает её в реку. С тех пор во снах и видениях преследует Ивана дьявол, а спасает его душа Груши в виде девочки-ангела. Она помогает ему уцелеть во время войны на Кавказе. Флягин ищет успокоения и умиротворения души в монастыре — как и завещала его мать. С годами он приближается к мудрости и спокойствию, но... достичь их мятежной душе всё ещё не дано. Со страшными эпизодами у Лескова соседствует горький юмор. Вместо дьявола рогатого Иван Флягин порубил топором монастырскую корову, а «пакостные бесенята» словно под руку его толкают и заставляют свечки ронять...

Иван считает, что скоро ему придётся снять «клобучок» и надеть «амуничку», идти на войну и «помереть за народ». Повесть написана в 1873 году и, вероятно, то ли герой её, то ли писатель Н.С. Лесков и впрямь демонстрируют дар пророчества. Ведь в 1877 году и правда была война за освобождение Болгарии и других христианских народов Балкан от османского владычества. «Провещания ... остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и радужных и только иногда открывающего их младенцам» (заключительная фраза повести «Очарованный странник»).

Повесть экранизировалась дважды. Режиссёр первой экранизации (1963 г.) - Иван Ермаков. В сущности, это телеспектакль. В главной роли Николай Симонов, а в образе Груши не без труда узнаётся Татьяна Доронина. Фильм 1990 года тоже был снят для телевидения. Режиссёр — Ирина Поплавская — собрала в этой экранизации целое созвездие знаменитых российских советских актёров. Главную роль сыграл Александр Михайлов, Груша — Лидия Вележева. Этот довольно-таки незаурядный фильм многие запомнили. Казалось бы, счастливая экранная судьба знаменитой повести. Но... Практически большинство экранизаций произведений Лескова не передают к красоты и яркости Лесковской прозы. К тому же авторы экранизаций привносят в сюжет повести много изменений и акцентируют внимание на тех идеях, которые кажутся главными им самим, а не на том, что действительно написано у Лескова. В полной мере всё это оценить и понять можно, только внимательно прочитав повесть «Очарованный странник».

В 2002 году появилась опера Родиона Щедрина «Очарованный странник».

Зенкова Евгения Николаевна, ведущий библиотекарь ГАУК ТОДНБ