Александр Куприн. Поединок. Гранатовый браслет.

Александр Иванович Куприн (1870-1938) — родился в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии. Он очень рано потерял отца. С матерью ему пришлось жить в Московском вдовьем пансионате. А потом он учился в Разумовском пансионате, то есть интернате — это были весьма невесёлые годы.

Происхождением матери от татарских князей Куприн гордился, хотя демократично подчёркивал, что он-то презирает всю эту «чепуху». Но, читая некоторые рассказы писателя, можно увидеть ключ к их смыслу именно в этой детали.

Мать прочила сыну военную карьеру. Куприн окончил Московскую военную гимназию, а затем и юнкерское училище. Повесть «На переломе» («Кадеты») показывает малопривлекательный образ военной гимназии (впоследствии кадетского корпуса). А вот другая повесть «Юнкера», написанная спустя много лет, окрашена уже восторженно-романтическими (или ностальгическими) чувствами. Как сказал в своё время институтский преподаватель литературы: «Куприн на старости лет плеснул в воспоминания розовой водицы».

Вот ещё один повод для спора, чтО в литературе достойнее — положительное восприятие жизни или мрачный реализм...

Четыре года Куприн прослужил в полку, эти годы вот уж точно положительных воспоминаний у него не оставили. В Академию Генерального штаба он не поступил, а карьера военного не стала его судьбой. Но ещё в военной гимназии и в юнкерском училище Александра Куприна увлекла русская литература, ему повезло с учителями.

Куприн пробовал себя во многих профессиях, жил во многих городах, а значит, имел большой круг общения с людьми, обширный жизненный опыт и знание многих сторон жизни. Путь в литературу вёл его, как и многих писателей, через профессию газетного репортёра.

Интересный факт: за рекламу в газете фирмы платили иногда «натурой» - за объявления о башмачном магазине — обувью, за восхваление кондитерской - «пятирублёвыми тортами» (в конце XIX-го века 5 рублей были немалые деньги!).

После революции писатель эмигрировал, долго жил за границей, весной 1937 года вернулся в СССР; вызвало это событие много различных толков, но пожилой и больной писатель, в принципе, приехал на Родину умирать; вне родной почвы и жизнь была будто бы не жизнь, и смерть – не смерть. Возвращение писателя на Родину означало одну очень важную вещь – прежде всего возвращение к русскому читателю его книг! В первую очередь – к читателю юному. И это сказано не случайно. Психологически Куприн был всю жизнь близок к подростковому, юношескому восприятию мира. С одной стороны он – «свирепый реалист», острым критическим взглядом заглядывающий без страха в самые тёмные закоулки русской жизни. С другой стороны – ему свойствен восхищённый восторженный взгляд на мир, доброта и любовь ко всему живому, «нежнейшее сердце». Куприн – тонкий знаток души человека, но кажется слегка наивным современному искушённому человеку – может, просто не циничен? Много пишет о детях, о животных. Русский язык Куприна великолепен и красочен, его проза красива. Часто герои его произведений довольно экзотичны в романтическом духе: моряки; цирковые артисты; царь библейских времён, девушка, прослывшая ведьмой; японский шпион; мальчик, спасающий собаку… Не случайно книгами Куприна всегда зачитывались и зачитываются старшие подростки, старшеклассники. «В лучших его рассказах есть и юношеская романтика, и глубокая затаённая печаль, и желание проникнуть в тайное тайных человека». (В. Этов).

Повесть «Поединок» навеяна тяжёлыми воспоминаниями о безрадостной службе в полку. Беззащитность маленького человека перед тягостными окружающими обстоятельствами, перед житейской подлостью и моральной грязью – это испытывает на себе не только герой книги молодой офицер Ромашов, но и многие люди, вступающие в жизнь, остро переживающие её несовершенство. Для меня, по крайней мере, в возрасте 16-17 лет был близок именно этот смысл книги. Подросток стремился понять, осмыслить окружающую жизнь. Герои повести много рассуждают, особенно Рафальский, его высказывания, казавшиеся мне в те времена оригинальными, я выписывала в блокнот. Это были довольно-таки большие цитаты – на целую страницу. Правда, сейчас многие из рассуждений Рафальского кажутся мне скорее именно что рассуждениями, а не мудростью. Конечно, повесть «Поединок» - о любви, пробуждающей в человеке всё лучшее, но трагически безнадёжной, гибельной, обманчивой. Очень жаль, что нет в повести «света в конце тоннеля», она заканчивается трагично и не вселяет веры в лучшее. В советское время обычно успокаивали: так было «во времена проклятого царизма».

Снова вспоминаем, что у нас Год российского кино. В 1957 г. повесть была экранизирована (реж. Владимир Петров). Чёрно-белый фильм многие ругают, подростку он и впрямь вряд ли интересен, но не стала бы его называть «провальным», хотя в полной мере лента не передаёт гнетущей и завораживающей атмосферы книги, интеллектуальных рассуждений. В главной роли – Ю. Пузырёв. Первое появление на экране Е. Евстигнеева и одно из редких появлений Раднэра Муратова (Василий Алибабаевич из «Джентельменов удачи»). В 2014 году на «Первом канале» вышел 13-серийный телефильм «Куприн», объединяющий биографию писателя и его произведения (как они создавались). 4 серии сняты режиссёром А. Малюковым, в том числе это экранизация и повести «Поединок». И повесть «Гранатовый браслет» также стала частью сериала. Сериал считается неплохим, по крайней мере, на фоне другой продукции «Первого канала».

Повесть «Гранатовый браслет» опубликованная в 1910 году, одна из популярных книг о любви и в наши дни. О повести, как о самой любимой часто рассказывают старшеклассники на читательских конференциях в школе, инсценируют произведение и представляют в виде художественного чтения. Одно из немногих произведений, над которым читатели плачут!

У зрелого, искушённого, умудрённого жизнью и очерствевшего умом читателя возникают вопросы, продиктованные скептицизмом. Чувство Желткова к Вере Николаевне – это великое и святое чувство или всё-таки одержимость, преследование, выдуманная любовь, уводящая от реальности? А уж трагический финал повести – как есть «восемнадцать плюс», нельзя подросткам про суицид!!! И религиозные чувства героев какие-то странные… А ведь история основана на реальных событиях, даже фамилия главного героя – Желтков - это реальность. Слово критику В. Этову:

«…Идеальное… - вне сферы обыденных интересов людей, оно вызывает недоверие, стремление упростить и снизить его смысл… в глазах… привыкших понимать под любовью нечто совершенно другое – флирт, кокетство, необузданную страсть, эротику. Мир Желткова трагически несовместим с миром семьи Веры Николаевны Шеиной, в лучшем случае он может быть принят лишь в шаржированном, то есть опошленном, виде… Русская литература всегда умела проверить человека… даровала ему надежду через любовь и признание женщины. Рассказ Куприна находится в русле этой традиции, а в то же время он является предупреждением всем людям холодного сердца».

Экранизировать «Гранатовый браслет» кинематографисты начали чуть ли не сразу после опубликования — в 1915 году. В 1964-1965 гг. вышел удивительно красивый фильм А. Роома. Вроде бы не было стремительного развития сюжета, события излагались неторопливо в повествовательной манере, но невозможно оторвать глаз от экрана. Музыка, звучащая в фильме, подчёркивала чувства героев. В роли Веры блистала красотой актриса Ариадна Шенгелая. Среди других актёров — Олег Басилашвили и Владислав Стржельчик. В роли Желткова — Игорь Ветров. В сериале «Куприн» выбор на эту роль М. Аверина, на мой взгляд, нельзя назвать удачным.

«Гранатовый браслет» - ныне популярное название для самых разных вещей и организаций, особенно часто для ювелирных магазинов. Как ни удивительно, есть даже салат с таким названием, ну это вот то самое отношение и есть... Много можно рассказать о драгоценном камне гранат, это дополнило бы смысл книги, но заняло бы много времени и места.

«Повести и романы Куприна о любви — настоящие «романы воспитания чувств». В них... воплотился талант художника, столь влюблённого в красоту, в справедливость и достоинство человека».

«Не бойтесь жизни», - звал он своих современников. Сегодня купринское «благословение» всему живущему приобрело новый смысл: берегите жизнь. В нём — завет, мудрый наказ-предостережение: не забывать, сколь труден, трагически сложен каждый шаг человеческой истории, сколь хрупка и бесценна сама жизнь. В этом — главный урок Куприна». (В. Этов)

Зенкова Евгения Николаевна, ведущий библиотекарь ГАУК ТОДНБ