Александра Ишимова. История России в рассказах для детей.

«Крайне жалею, что мне невозможно будет сегодня явиться на Ваше приглашение... Сегодня я нечаянно открыл Вашу «Историю в рассказах» и поневоле зачитался. Вот так надобно писать!».

Эти строки — из письма А.С. Пушкина, написанного 27 января 1837 года за час до отъезда на роковую дуэль. Последнее письмо, написанное им в жизни. Адресовано оно детской писательнице и педагогу Александре Осиповне Ишимовой. Ее книга «История России в рассказах для детей» - последняя книга, прочитанная великим поэтом! Слова Пушкина — своеобразное завещание всем детским писателям и признание заслуг Александры Осиповны.

Получив прекрасное образование в частном пансионе, юная Александра не смогла дальше продолжить образование — ее отец за провинности на службе был выслан из Петербурга. В 1825 году Алесксандра Осиповна лично выхлопотала у императора Александра I разрешение отцу вернуться в столицу. С 20 лет она сама зарабатывала на жизнь, давая частные уроки и занимаясь литературными переводами.

«Звезда» Ишимовой взошла в 1831 году, когда увидел свет ее перевод с английского книги Ж.Дроза «Искусство быть счастливым». Уже в этой работе, наряду с отличным знанием языка, проглядывал литературный талант переводчицы... Перед молодой женщиной открыли двери салоны Петербурга, в их числе — плетнёвский, где Александра Осиповна познакомилась с Пушкиным, Жуковским, Вяземским, Одоевским и другими литературными знаменитостями...

Пушкинское «вот как надо» вдохновило Александру Осиповну не только на завершение книги по истории России для детей, но и на создание других...А, начиная с 1842 года, Александра Осиповна принялась за издательскую деятельность. Ее журналы «Звездочка» - для детей и «Лучи» - для девушек «продолжили традицию издания русской периодики для подрастающего поколения…», - как писал В. Соколов в книге «Рядом с Пушкиным».

В книге «История России в рассказах для детей» писательница рассказывает о событиях отечественной истории от древних славян до царствования Александра I очень доступно и интересно, сочным и ярким языком. Конечно, современный историк обнаружил бы в книге кое-какие ошибки, но они незначительны.

В XIX веке книга выдержала шесть изданий и стала настольной во всех русских семействах, где заботились об образовании и умственном развитии детей. Она была удостоена Демидовской премии Академии наук — наиболее почетной научной награды России.

В советские годы «История» Ишимовой была надолго забыта. Еще бы: ведь ее автор внушала детям монархические и религиозные идеи! Думается, это даже тогда было неоправданно, ведь достоинства книги были всеми признаны, как и то, что в любом государстве детей воспитывают в русле господствующей идеологии своего времени, а главное у Ишимовой — правдивость и патриотизм.

К счастью, книга снова вернулась к читателям, она переиздается, охотно читается, помогает учиться — да и просто узнавать больше о родной истории.

Примером из книги может служить отрывок интересного разговора писательницы с детьми на серьезную тему — о великих русских людях: «Никогда человек, достигший такого почетного места в обществе, не имел так мало сходства в обычаях с другими людьми, как Суворов. Не только в важных делах, но и в самых мелочах он был необыкновенен.

Этот человек, столь возвышенный над другими заслужил название чудака. Многие считали его таким, особенно иностранцы, для которых постигнуть его было еще труднее, потому что, не зная ни языка, ни нравов, ни обычаев наших они находили удивительного генерала еще страннее, чем соотечественники его...

Но простые привычки, так много отличавшие его от высшего круга, к которому принадлежал он, имели особенную цель. Что могло лучше сблизить полководца с воинами его, как не образ жизни, совершенно одинаковый? Что могло, скорее всего, побудить их к перенесению всех трудностей военных, как не высокий пример его? Могли ли они жаловаться на скорость маршей, на скудость пищи, на краткий отдых во время походов, когда сам их начальник шел подле них, и тем же шагом, как и они, ел с ними кашу, спал еще менее их, потому что пел петухом еще ранее настоящих петухов...»

Стало быть, все действия Суворова имели целью привязать к себе войско так, чтобы оно имело как бы одну с ним душу, и особенностью поступков сделаться в глазах этого войска отличным от других людей. Эта цель была в полной мере достигнута: каждый солдат, видя в нем человека сверхъестественного, считал себя непобедимым под начальством его и был точно непобедимым. Ведь всем известно, что во все время своей продолжительной службы Суворов не проиграл ни одного сражения.

Зенкова Евгения Николаевна, ведущий библиотекарь ГАУК ТОДНБ