Иван Гончаров. Обыкновенная история

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) – не был человеком энергичным. Недаром, наверное, его главный и знаменитый роман «Обломов» - своего рода гимн «недеянию», а герой – «гений лени». В то же время И. Гончаров был невероятно взыскателен к своему творчеству, работал над каждым произведением долго, упорно и кропотливо. И не зря.

«…В таланте г. Гончарова поэзия – агент первый и единственный… К особенным его достоинствам принадлежит, между прочим, язык чистый, правильный, лёгкий, свободный, льющийся», - писал В.Г. Белинский, знаменитый критик.

А вот мнение другого знатока – писателя Д.С. Мережковского: «По изумительной трезвости взгляда на мир Гончаров приближается к Пушкину… Трезвость, простота и здоровье могучего таланта имеют в себе что-то освежающее».

Возможно, именно из-за взыскательности к себе и скромности И. Гончаров был писателем не «плодовитым». В его наследии основное – три романа: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Удивительно, но названия этих произведений все начинаются со слога «об», словно закруглённые.

А ещё на долю неэнергичного писателя выпало самое настоящее Приключение (да-да, с большой буквы!). В 1852 году Иван Гончаров – секретарь при адмирале Е.В. Путятине – отправился в кругосветное путешествие на фрегате «Паллада». Он побывал в Англии, в Японии, «набил целый портфель путевыми записками». Очерки публиковались в журналах, а позже вышли отдельной книгой, которая называется «Фрегат «Паллада». Документальная книга, повествующая о жизни на корабле, о далёких странах, о нравах и людях Японии, в некоторых отношениях интереснее, чем любой роман.

С Елизаветой Васильевной Толстой «Гончаров познакомился в доме Майковых… пожелал четырнадцатилетней Лизоньке в её альбоме «святой и безмятежной будущности», подписавшись – де Лень. Через десять лет… между ними завязалась «дружба» (именно на таком определении их отношений он настаивал). Писатель водил её в театры, посылал ей книги и журналы, просвещал в вопросах искусства, в ответ она давала ему читать свои дневники, он говорил, что их отношения похожи на историю Пигмалиона и Галатеи… Когда Елизавета Васильевна уехала домой в Москву, вдогонку ей понеслись письма. (Её ответные письма Гончаров перед смертью сжёг, его же послания через 20 лет после смерти писателя были опубликованы и вызвали настоящую сенсацию, как ещё один, но уже настоящий роман Гончарова). В одном из них он послал ей целую главу из романа «За и против», который якобы в это время писал и сообщал, что только от неё зависит, чем этот роман разрешится… А суть романа он объяснял так: его некий (вымышленный) приятель, влюблённый в Елизавету Васильевну, поверяет ему, Гончарову, свои чувства, писатель же выступает между ними не более чем объективный посредник и летописец… Словом, осторожнейший Иван Александрович настолько «залитературил» свою любовь к Елизавете Васильевне, что из этого ничего по-житейски путного не вышло…». (Любовь Калюжная)

Зато появился литературный образ Ольги Сергеевны Ильинской в романе «Обломов», связь которого с прототипом – Елизаветой Васильевной – И. Гончаров чересчур уж активно отрицал.

Иван Александрович так и не завёл семьи. Когда в 1878 году умер его слуга Карл Трейгут, оставив вдову с тремя малолетними детьми, писатель взял на себя заботу о них – эти дети были обязаны ему и воспитанием, и образованием. За несколько лет до смерти Гончаров печатно обратился ко всем своим адресатам с просьбой уничтожить имеющиеся у них письма и сам сжёг значительную часть своего архива. Только благодаря потомкам Карла Трейгута, бережно сохранившим до наших дней личные вещи писателя и при их участии в 1982 году в Ульяновске  (Симбирске) — на родине Гончарова — был открыт его литературно-мемориальный музей.

В список 100 золотых книг вошёл первый опубликованный роман Гончарова «Обыкновенная история» (1845), вызвавший восторженные отзывы известных критиков своего времени.

«В своём романе Гончаров никого не обличал, он просто показал молодого дворянина Александра Адуева, провинциала, приехавшего в Петербург с тетрадкой стихов, локоном возлюбленной и смутными мечтами о славе, которого столичная жизнь «успокоила» выгодной женитьбой и чиновничьей карьерой. Действительно — обыкновенная история. Однако в этой истории критика увидела исторический симптом: беспомощные идеалисты — романтики 1830-х годов, которых Белинский называл «Ленскими», уходили в прошлое, а на их место приходили люди более трезвого склада». (Любовь Калюжная)

По роману «Обыкновенная история» были поставлены две телевизионных инсценировки — в 1969 году в Югославии и в Советском Союзе в 1970 г.

Зенкова Евгения Николаевна, ведущий библиотекарь ГАУК ТОДНБ