Владимир Богомолов. Момент истины (В августе сорок четвертого..)

В биографии писателя Владимира Богомолова много тайн и загадок, включая настоящую дату и место его рождения, сведения о семье и родителях, о страницах фронтовой биографии...

И это не удивительно. По собственным словам писателя и по главной книге его можно понять, что во время войны он имел отношение к делам тайным и секретным.

Литературная биография В. Богомолова началась в 1958 году со знаменитой повести «Иван», так непохожей на произведение начинающего писателя. Иван — мальчик, переставший быть ребёнком, вся жизнь которого принадлежит только войне, не был похож на образ «сыновей полка» из детской литературы. Повесть, созданная рукой настоящего мастера, буквально обжигала читателя.

В начале 60-х годов появились повесть «Зося» и рассказы-миниатюры.

Затем наступил период молчания, продлившийся около десяти лет. В 1974 году вышел чрезвычайно популярный роман «Момент истины (В августе сорок четвёртого...)». Множество взрослых и подростков зачитываются и по сей день этой книгой. Ещё бы! Ведь в романе удивительно острый детективный сюжет. 1944 год, Западная Белоруссия, только что освобождённая от фашистов. Группа контрразведчиков ловит коварных фашистских диверсантов, среди которых самый страшный — русский по национальности, эмигрант по фамилии Мищенко. Его характеристика, наизусть твердимая руководителем разведчиков Алёхиным, - настоящая хроника «расчеловечения». Противник силён и опасен, но за ним охотятся настоящие профессионалы. Много описано разных приёмов, которыми пользуются разведчики и сыщики.

Необычна форма изложения сюжета. Повествование ведётся то от лица одного, то от лица другого героя, в него органично вкраплены письма, стилизованные документы.

Что–то из книги вошло и в повседневную речь людей: например, такие понятия, как «момент истины» и «качать маятник».

«Момент истины» - не только детектив, от которого невозможно оторваться. Во время работы над романом В. Богомолов изучил огромное количество фактического материала. Он стремился быть предельно точным и реалистичным во всём, начиная с изображения «мелочей» в профессиональной деятельности контрразведчиков и заканчивая раскрытием характеров.

Алёхин, Таманцев и Блинов — не просто «волкодавы». Они - живые люди со своими глубокими переживаниями: кто грустит о погибших товарищах, кто волнуется за свою семью в полуголодном тылу, за кого беспокоится мать... Сочувствуешь второстепенным персонажам романа, чьи судьбы перемолола война. Жалко молодую женщину Юлию — не того полюбила, осталась одна с ребёнком и, видимо, в ссылку попадёт. Жалко шофёра, погибшего по собственной доверчивости. Жалко помощника коменданта — этого молодого человека талантливого, храброго и «блестящего» погубили наивность, отсутствие выдержки и неправильная интерпретация жизненного опыта, хотя и фронтового. (P.S. Это ещё раз говорит о том, что нужно доверять профессионалам, их не зря учат разбираться в людях и применять профессиональные приёмчики «качания маятника»!)

В 2001 году по роману «Момент истины» был снят фильм «В августе сорок четвёртого...» (совместная работа России и Белоруссии). Фильм вызвал недовольство Владимира Богомолова, так как в нём было много неточностей, которые, однако, неискушённому зрителю не заметны. Важнее другой недостаток: если книгу не читал, по поначалу происходящее на экране не совсем понятно и кажется несколько хаотичным. Но фильм следует посмотреть хотя бы из-за последнего эпизода — психологического противоборства между Алёхиным (Е. Миронов) и Мищенко (А.Балуев). Минимум слов, всё выражено взглядом и мимикой, Алёхин притворяется глупым и грубым, но напряжённо мыслит, прокручивая в голове словесные портреты вражеских агентов. Всё говорит в пользу самообладания и интеллектуальной силы, которые должны быть присущи любому человеку, любой профессии!

Зенкова Евгения Николаевна, ведущий библиотекарь ГАУК ТОДНБ