Алексей Толстой. Князь Серебряный

Видимо, Алексею Константиновичу из знаменитого и литературно одарённого рода Толстых предначертано было судьбой стать литератором. Ведь писателем был его дядя, известный всем детям России под псевдонимом Антоний Погорельский. Сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» он как раз сочинил для племянника Алёши, тем же именем назвал главного героя сказки. Главное, не потерять волшебное зёрнышко...

Казалось бы, Алексей Толстой был баловнем судьбы — красив, силён физически, одарён творчески, богат, блестяще воспитан и образован, близок к царскому двору — он был товарищем детских игр наследника (будущего Александра II), потом стал камер-юнкером. Но... светская и придворная жизнь А. Толстому не нравились — они мешали творчеству и свободе. В 40-х годах XIX века были напечатаны многие его стихи. Это были баллады (сюжетные стихотворения) древнерусской жизни — по взглядам А. Толстой сближался со славянофилами, воспевавшими традиции славного прошлого. Это были «Колокольчики мои...» - впоследствии знаменитый романс, далее - стихотворение «Богатырь» («По русскому славному царству, На кляче разбитой верхом») - произведение о пагубности пьянства. Позднее А. Толстой в полной мере сможет проявить дар юмориста, пародиста и сатирика. К сожалению, его стихи изрядно затянуты — слишком длинны, поэтому воспринимаются трудновато.

И вот А. Толстому за 30, он нравится женщинам, но мать его очень боится потерять власть над сыном... он всё ещё не женат. История любви Алексея Толстого не менее знаменита, чем его творчество. Ведь рождение этой любви ознаменовано рождением стихотворения «Средь шумного бала...» - тоже популярного романса: если поёт душа, слова сами ложатся на музыку. И.С. Тургенев познакомил А.К. Толстого с Софьей Андреевной Миллер (Бахметевой). У неё глубокий ум, хорошее образование (знала 14 языков!), твёрдый характер, завораживающий голос, талант к музыке и пению, понимание искусства. Она весьма некрасива. Она, как тогда говорили, «с прошлым», к тому же омрачённым семейной трагедией — её брат погиб на дуэли с её несостоявшимся женихом. И, главное: она замужем. Пусть это несчастливый брак без любви, но муж Софье Андреевне развода не давал. А мать Алексея Константиновича, конечно, была против его избранницы. Долгих 12 лет Толстые ждали возможности обвенчаться. Да, Софья Андреевна Толстая — полная тёзка жены Льва Николаевича Толстого, но не его героиня Анна Каренина!

С 50-х годов Алексей Константинович, посвятив себя литературе, создал свои самые известные произведения. Одни пишут, что брак по любви был практически полной идиллией, другие — что далеко нет из-за своенравия Софьи Андреевны. Добавляли хлопоты и Бахметевы — родственники Софьи Андреевны, приютившиеся «под крылом» Толстых. Своих детей Толстые не имели, усыновили детей брата Софьи Андреевны. Говорят, одна из девочек — Софья 2-я была на самом деле дочерью Софьи Андреевны и того самого несостоявшегося. Софью 2-ю будет долго и мучительно любить русский философ Владимир Соловьёв.

На Софью Андреевну иные литературоведы обижаются, что она считала Тургенева более талантливым писателем, чем её муж. Но, между нами, это ведь чистая правда!

Главное для нас пусть будет мнение самого А.К. Толстого. Вот строки из его письма:

«Кровь застывает в сердце при одной мысли, что я могу тебя потерять... Думая о тебе, я в твоём образе не вижу ни одной тени, ни одной. Всё вокруг лишь свет и счастье...».

Софья Андреевна пережила мужа на 17 лет. Она дружила с семьей Ф.М. Достоевского. Дочь писателя Любовь Фёдоровна вспоминает, как хранила Софья Андреевна память о муже, и называет её «женщиной-вдохновительницей» - музой. Гроб с телом Софьи Андреевны поставили в склепе рядом с гробом поэта — такова была воля обоих.

А. Толстой неоднократно обращается к эпохе Ивана Грозного — переломному времени в истории России. Написал он об этом времени целую «драматическую трилогию» - три пьесы, из которых наиболее известна одна - «Царь Фёдор Иоаннович». Главным критерием считал красоту литературного произведения, но... Идея оказывается такова: тираническое правление Ивана Грозного надломило развитие общества, его высших классов, за которыми следуют остальные общественные слои. Если в Древней Руси руководствовались высокими понятиями чести, то, склонясь перед тираном, стали «верноподданными». В том же русле следует и популярный роман А. Толстого «Князь Серебряный». Литературоведы придирчиво называют роман «стилизацией» под народное творчество и говорят, что автор «увлёкся» ролью «боярщины» в жизни русского общества, пренебрегая народом. Да и главные герои чересчур идеальны. Историки находят многочисленные исторические ошибки и анахронизмы. А писатель создавал роман с любовью. Вот и читатели всегда роман любили, даже в те периоды, когда другие произведения русской классики не пользовались популярностью. Вошла книга и в школьную программу. Но для читателя «Князь Серебряный» - красивый (в языковом и сюжетном плане) историко-приключенческий роман (в духе Вальтера Скотта и Александра Дюма). Ведь в нём есть и приключения, и страшные события, и придворные интриги, и истинные исторические факты, дающие знание, и даже... колдун. Но главное — в нём есть любовь, любовь возвышенная и трагическая...

Экранизации романа «Князь Серебряный»:

  • первая аж в 1911 г., а в 1907 г. — некий фильм по мотивам романа: «Князь Серебряный и пленница Варвара»;
  • «Царь Иван Грозный» (1991). Режиссёр Геннадий Васильев. В роли главного героя — Игорь Тальков! В роли царя — Кахи Кавсадзе. Одна из последних ролей Н. Крючкова — Коршун. Иван Рыжов — в роли Колдуна-мельника.
  • «Гроза над Русью» (1992), режиссёр Алексей Салтыков, производство Россия-Украина, прошёл не на большом экране, а по телевидению. В роли царя — Олег Борисов. В роли боярина Дружины — Сергей Бондарчук.

Съёмки фильмов 1991-1992 гг. сопровождались конфликтами, спорами и неурядицами — два фильма снимались одновременно конкурирующими режиссёрами. При этом оба фильма были для своего времени вполне достойны для восприятия. Название «Князь Серебряный» было снято с обеих картин. На экранах телевизора их не видно давно, интересно было бы сравнить с давним современное впечатление о них. Особенно в Год российского кино.

Зенкова Евгения Николаевна, ведущий библиотекарь ГАУК ТОДНБ