Ильф И., Петров Е. 12 стульев. Золотой телёнок

 

Илья Ильф и Евгений Петров были профессиональными писателями-сатириками. Их юмористические рассказы, фельетоны, афоризмы были теми каплями ртути, которые сбежались в большую дилогию «Двенадцать стульев. Золотой телёнок». Эта книга популярна, у многих поколений российских читателей. Её читают и перечитывают. Ей зачитываются как подростки, таки и взрослые. Она многократно инсценирована и экранизирована. Самый верный показатель народной любви — книгу буквально растаскали на цитаты.

-        Может, тебе дать ключ от квартиры, где деньги лежат?

-        Лёд тронулся, господа присяжные заседатели.

-        Утром — деньги, вечером — стулья.

Да-да, всё это именно оттуда, из бессмертного текста Ильфа и Петрова.

В эпоху, когда у нас стали всё критиковать, иные критики обрушились и на любимую народом книгу: как-де посмели над священником смеяться? Нет, не над той или иной социальной группой смеются авторы знаменитого романа. Смеются над алчностью, стяжательством, глупостью, чванством, провинциальным убожеством, халтурой в журналистике и литературе.

И как только советская цензура пропустила такой роман в далёком 1927 году?  О чём книги? А о том, что уже 10 лет, как в России (СССР) Советская власть, пришедшая под громкими лозунгами справедливости. Но кто же благоденствует и процветает? Застенчивый воришка Альхен, обкрадывающий беззащитных стариков, доверенных его попечению. Безмозглая «гламурная» кукла Эллочка со словарным запасом из 30 слов. Подпольный миллионер Корейко. Жуликоватый бухгалтер, прикинувшийся сумасшедшим. Бездарные писаки (ну как мимо них пройдут собратья по перу!). Нет, всех их не выводят на чистую воду ясноглазые комсомольцы. В уникальном «советском плутовском романе» их по-своему накажет, вокруг пальца обведёт «великий комбинатор», сын «турецкоподданного», обаятельный и остроумный проходимец Остап Бендер.

Он искал бриллианты в стульях, охотился за миллионом, он умер — и воскрес... однако остался ни с чем, наверное, всё в тех же штиблетах без носков. Придётся ему переквалифицироваться в управдомы. Или его ещё где-то ждёт Зося Синицкая? Смотри альтернативный вариант концовки романа «Золотой телёнок»). Как в гоголевском «Ревизоре», нет в романах Ильфа и Петрова положительных героев... кроме смеха.

Однако, любители и знатоки литературы утверждают, что на фоне другой литературы 1920-х гг. (Бабель, Пильняк и т.п.), написанной сложным «экспериментальным» языком, воспевающей революционную бессмысленную жестокость, роман «Двенадцать стульев» кажется особенно искромётным, пронизанным светом. Многое в книге актуально по сей день.

Удивительно, но вроде бы малосимпатичные герои — Киса Воробьянинов, отец Фёдор, «доблестные» дети лейтенанта Шмидта, даже нелепый Васисуалий Лоханкин вызывают у читателя … сострадание. Очень живые образы. Жалкие они? Так, может, потому их и жалко.

Совсем не весёлой оказалась судьба авторов книги. Оба они не дожили до сорока лет.

Илья Ильф (Файнзильберг) написал в 1932 году рассказ «Их бин с головы до ног», в котором говорящая собака Брунгильда произносит: «Их штербе» - «я умираю». Кстати, такими были и последние слова А.П. Чехова! А в начале апреля 1937 года, сидя в шумной компании, Ильф поднял бокал с вином и попробовал пошутить: «Шаманское марки «Их штербе». Спустя 10 дней он умер от туберкулёза.

Евгений Петров (Катаев) — брат писателя Валентина Катаева. Соавтор сценариев фильмов «Антон Иванович сердится», «Воздушный извозчик», «Музыкальная история». В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом. В 1942 году погиб в авиакатастрофе, возвращаясь из осаждённого Севастополя. Его можно узнать в образе Павлика — это брат Пети в книгах В. Катаева из серии «Волны Чёрного моря». Боль от потери брата осталась в сердце Валентина Петровича. Павлик погибает в книге «Зимний вечер» (часть «Волн Чёрного моря») - написано в 1960 году — правда, в художественном произведении не взрослым человеком, а подростком. Говорят, можно узнать Е. Петрова (Катаева) и в образе Володи Патрикеева (повесть «Зелёный фургон» А. Козачинского).

Всех волнует вопрос о прототипе Остапа Бендера. Возможно, им был одесский знакомый братьев Катаевых и Ильи Ильфа авантюрист по жизни Осип Шор. Многие его «аферы» описаны в книгах о «великом комбинаторе». Есть также сведения о том, что черты внешности и характера Остапа Бендера напоминают Валентина Катаева. И впрямь, во всех экранизациях актёры, сыгравшие Бендера, на Валентина Петровича чем-то похожи.

Начиная, пожалуй, с телеспектакля 1966 года, экранизированы и инсценированы (в том числе в виде мюзикла) романы «12 стульев» и «Золотой телёнок» великое множество раз. Не только в России, но и в США, в Германии. Самые известные экранизации и исполнители роли Остапа Бендера:

  1. 1968 г. «Золотой телёнок», режиссёр М Швейцер. В роли Остапа Бендера — Сергей Юрский. Паниковский — Зиновий Гердт.
  2. 1971 г. «Двенадцать стульев», режиссёр Леонид Гайдай. В роли Остапа Бендера Арчил Гомиашвили. Многие считают этого исполнителя роли «комбинатора» лучшим. Кстати, актёр сам не всегда был в ладах с законом. Впоследствии основал клуб «Золотой Остап», где собирались юмористы.
  3. 1976 г. «Двенадцать стульев», режиссёр Марк Захаров. В фильме — целое созвездие знаменитых советских актёров. Блистательное исполнение роли Остапа Бендера — Андрей Миронов.
  4. 2006 г. - малоизвестный режиссёр Ульяна Шилкина снимает сериал «Золотой телёнок». Экранизация была с претензией на оригинальность, использовалась даже мультипликация (анимация). Однако фильм и работа в роли Остапа Бендера Олега Меньшикова были очень холодно приняты критиками и уже основательно позабыты зрителями. Возможно, напрасно.

Более 600 раз на театральную сцену выходил в роли Остапа Бендера актёр Евгений Весник.

Памятники бессмертному герою Ильфа и Петрова установлены в более, чем 10 городах — от Одессы и Харькова до Екатеринбурга и Чебоксар (в Москве, конечно, тоже).

По популярности и увековечению «великому комбинатору» может составить конкуренцию еще один «персонаж» романа «Золотой телёнок» - антикварный автомобиль «Антилопа-Гну».

Написать третью книгу об Остапе Бендере под названием … «Подлец» рука у авторов так и не поднялась...

Зенкова Евгения Николаевна, ведущий библиотекарь ГАУК ТОДНБ